Российская газета
16 мая 2013, 15:57
Логистика высоких перспектив
Конкурентоспособность главного международного аэропорта Киргизии "Манас" повысят тесные связи с российскими инвесторами. Создать крупный логистический центр под Бишкеком без поддержки РФ практически невозможно
Кризис формата
Идея превращения аэропорта "Манас" в крупный логистический центр, напомним, связана с предполагаемым выводом военной базы НАТО (официально именуемой ЦТП - Центр транзитных перевозок), которую фактически контролирует Пентагон. Официальный Бишкек надеется, что американские военные покинут Киргизию в 2014 году. Однако Вашингтон рассчитывает сохранить важную для него инфраструктуру на Тянь-Шане.
- США продолжат переговоры с правительством Киргизстана по поводу военной базы "Манас", - заявил помощник госсекретаря США Роберт Блейк. - США пока еще обдумывают вопросы военного присутствия в Афганистане после 2014 года. Как только президент Барак Обама примет решение о численности войск и о том, какие функции они будут выполнять в Афганистане, мы сможем определить, какие средства будут необходимы для поддержки этих войск. Данное решение будет, безусловно, принято в тесном взаимодействии с правительством Афганистана. В данный момент могу сказать только то, что переговоры все еще продолжаются.
Вместе с тем, в аэропорту "Манас" уже сейчас отмечают снижение частоты полетов авиации НАТО. Только за первый квартал 2013 года количество рейсов, выполняемых судами коалиционных сил, и чартерных рейсов для ЦТП снизилось на 31 процент. Менеджмент аэропорта, оставив в стороне политическую сторону вопроса, подсчитывает убытки.
- Этот тренд имеет устойчивую тенденцию к снижению и в дальнейшем, - сообщают в международном аэропорту "Манас". - Так, по прогнозам в отношении снижения доходов, связанных с ЦТП,они по сравнению с 2012 годом составят около 40 процентов. В денежном выражении - около 655 миллионов сомов. В соответствии с прогнозируемыми цифрами чистая прибыль на 2013 год составит лишь около 814 миллионов сомов, что по сравнению с предыдущим годом меньше на 750 миллионов. Иными словами, в связи с выводом ЦТП чистая прибыль аэропорта на конец 2013 сократится почти в два раза.
Руководство аэропорта пришло к выводу: закроется база или нет, но менеджмент необходимо кардинально менять. Для развития главных воздушных ворот страны требуется привлечь значительные инвестиции. Получить их Киргизия рассчитывает из России и Турции.
Турецкий гамбит
Турецкий опыт, по данным официальных источников, интересен с точки зрения продвижения ряда важных услуг. Киргизская сторона ведет переговоры с потенциальным инвесторами по поводу открытия магазинов беспошлинной торговли в аэропортах "Манас" и "Ош". ОАО "МАМ" и турецкие компании находятся на стадии подписания соответствующего соглашения. Руководство аэропорта надеется организовать лучшее Duty Free в Средней Азии уже к началу 2014 года.
Активные переговоры ведутся и с другими инвесторами. Аэропорту Бишкека требуется новая наземная техника для улучшения обслуживания воздушных судов и пассажиров. Попутно руководство ОАО "МАМ" надеется договориться с международными авиакомпаниями. Уже заключено соглашение об открытии рейсов по направлению Дубай - Ош - Дубай. В марте этого года был запущен первый авиарейс авиакомпании "Air-Manas"/ТМ "PegasusAsia" в Стамбул. Полеты в этом направлении будут ежедневными. На текущий месяц запланирован запуск регулярных рейсов Бишкек - Дели.
Власти Киргизии ведут переговоры с Китаем о предоставлении второго воздушного коридора для полетов в Юго-Восточную Азию. "Этот вопрос поднимался в ходе визита вице-премьер-министра Тайырбека Сарпашева в КНР, - утверждает директор агентства гражданской авиации КР Акылбек Жумабаев. - Переговоры на эту тему пройдут в ближайшее время".
Немцы в раздумье
Однако не все так гладко. Во многом это связано с конкуренцией со стороны аэропорта города Алма-Ата (Казахстан), развитием инфраструктуры которого решила заняться Германия.
- В 2012 году в Киргизстан приезжала делегация германской компании Lufthansa, которая планировала перевести свой транзитный хаб из Алма-Аты в Бишкек, - говорит Жумабаев. - Мы провели содержательные переговоры и предложили авиаперевозчику наилучшие условия по всем услугам - цене топлива, хендлинговым и другим. Причем предложенные условия были лучше, чем в Алма-Ате. Мы ожидали переезда Lufthansa в Бишкек. Но, к нашему удивлению, этого не случилось, причем без объяснения причин.
Отказались летать через Киргизию и две малайзийские авиакомпании. "Манасу" предпочли Алма-Ату. "Грузовой Malaysia Airlines Cargo планировал перевозить грузы в Амстердам (Нидерланды), пассажирский Asia Air намеревался летать в один из городов Европы или России через Бишкек, - рассказывает вице-президент ОАО "МАМ" Даир Токобаев. - По каким причинам нам отказали, неизвестно. Однако Lufthansa, думаю, обязательно войдет на наш рынок, если мы обеспечим им важные условия - стабильность и приемлемые цены. С точки зрения цен аэропорт "Манас" им нравится, но сейчас компания изучает ситуацию".
Между тем
Конкурентоспособность "Манаса", как предполагается, может повысить сотрудничество с российскими инвесторами. С ними, напомним, Киргизия обсуждает возможность трансформации американской авиабазы в гражданский хаб. Уже есть конкретные договоренности с "Газпромом" и "Роснефтью" о поставках в аэропорт дешевого топлива для заправки самолетов.
Это выигрышный шаг нашей стороны в плане конкуренции с аэропортами соседних стран, - утверждает Токобаев. - У нас установлена самая низкая цена в регионе на авиатопливо. Преимуществом также является удобное для подлета самолетов расположение "Манаса" и широкий спектр услуг, а также либеральное законодательство, которое дает иностранным инвесторам больше прав и возможностей, нежели в Узбекистане и Казахстане.
Авиакеросином аэропорт "Манас" сейчас обеспечивает киргизско-российское совместное предприятие "Газпромнефть - Аэро Киргизстан". В 2012 году предприятие поставило на объект 217 тысяч тонн топлива. Договоренность с "Роснефтью", вместе с тем, заключена недавно - 22 апреля, и ее в Киргизии называют чрезвычайно важной. Тем более, что в Бишкеке ра-считывают: РФ поддержит республику не только дешевым авиакеросином, но и вложениями в инфраструктурные проекты.
Инвестиции, по оценкам специалистов, необходимы для реконструкции и модернизации самого аэропорта "Манас". На это требуется привлечь порядка 280 миллионов долларов. Средства направят на создание новых грузового терминала, топливно-заправочного комплекса, а также увеличение площади для стоянки авиасудов.
Масштабные работы планируют провести и во втором по величине городе страны Оше. Здесь намечают реконструировать сам аэропорт и, возможно, построить неподалеку еще один. Первый проект оценен в 118 миллионов долларов. Он предполагает капитальный ремонт и удлинение существующей взлетно-посадочной полосы, строительство второй, модернизацию VIP-зала, создание новых грузового и пассажирского терминалов международного уровня.
Второй проект, по предварительным оценкам, требует вливания порядка 260 миллионов долларов. В эту сумму обойдется строительство близ Оша нового аэропорта международного уровня буквально с нуля....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
