Forbes-Украина
27 мая 2013, 14:56
Государство потратит на аэропорты 13,5 миллиардов гривен
Правительство готовит украинские аэропорты к приватизации и хочет потратить на них 13,5 млрд гривен бюджетных денег в ближайшие десять лет. Еще 4 млрд гривен за это время должны вложить частные инвесторы
Концепция, подготовленная Мининфраструктуры, была принята на заседании Кабмина 22 мая, рассказал чиновник, близкий к руководству профильного министерства. Формально концепцию госпрограммы Кабинет министров принял еще в ноябре 2012 года - тогда ее без предварительного согласования с другими ведомствами внес министр инфраструктуры Борис Колесников. Доработать документ и согласовать его с другими ведомствами профильное министерство должно было в течение недели, но закончить начатое удалось лишь через полгода.
Основные положения документа сводятся к следующим:
- в течение следующих 10 лет украинские аэродромные комплексы модернизуют за бюджетные деньги. Речь не только о комплексах, входящих в крупные аэропорты, но и о небольших региональных аэропортах (к примеру, в Виннице или Ивано-Франковске).
- частный бизнес будет участвовать в модернизации инфраструктуры аэропортов (терминалов, кейтеринга), объектов неавиционной деятельности и небольших аэродромов, которые используются для нужд авиапрома и спортивной авиации. Среди последних - аэродромы "Киев/Антонов-1", "Джанкой", "Киев" (Чайка).
- пассажирские и грузовые терминалы будут переданы в концессию и аренду
- ключевые аэропорты Украины - "Борисполь", "Львов", "Донецк", "Одесса", "Харьков" и "Симферополь" - могут стать частными. Положение о закреплении этих аэропортов в собственности государства было в принято пять лет назад концепцией развития, которая теперь утратила силу. В принятой на прошлой неделе концепции такой нормы нет.
- аэродромы и взлетно-посадочные полосы, находящиеся в коммунальной собственности, могут сохранить нынешних владельцев. Предыдущая концепция содержала норму, по которой эти объекты должны быть возвращены центральной власти.
Половину авиаперевозок в Украине в 2023 году должны обеспечить лоукостеры, говорится в тексте концепции. В Мининфраструктуры также надеются, что за десять лет доля доходов аэропортов от неавиационной деятельности вырастет до 60% общей выручки. Для сравнения, в 2011 году аналогичные услуги принесли "Борисполю" менее 20% доходов.
Сумма инвестиций государства - 13,5 млрд гривен. Из них 11,5 млрд заплатит госбюджет, 2 млрд гривен - местные бюджеты. Инвестиции частников Мининфраструктуры оценивает в 4 млрд гривен за 10 лет.
Внутренние противоречия
В правительстве концепцию поддерживают далеко не все. В сопроводительных документах к тексту немало замечаний: самые спорные нормы - права государства на аэропорты и их инфраструктуру и источники финансирования.
"Проект концепции "не является эффективным", - пишет в выводе к документу департамент профессиональной экспертизы Секретариата Кабмина. Аргументация - в рамках подготовки к Евро-2012 в развитие коммунальных аэропортов (в т.ч. "Жуляны", "Донецк", "Харьков") были вложены значительные средства государственного бюджета. "Средства выделялись под обязательство органов местного самоуправления вернуть объекты аэродромов и взлетно-посадочные полосы после завершения Евро-2012 в государственную собственность, чего не было сделано", - говорится в экспертном выводе секретариата Кабмина.
Более того, концепция предлагает финансировать из бюджета развитие аэропортов, которые уже находятся в частной собственности - нормы о том, что эти средства казне будут компенсированы, в документе нет.
Вторая претензия касается финансирования программы. Изначально размер госрасходов планировался даже большим - 15 млрд гривен, а общая смета - 19 млрд гривен. Но запротестовал Минфин: размер бюджетного финансирования назвали излишне раздутым и посоветовали "значительно его сократить". Тем более, что в госсобственности сегодня находятся лишь два аэропорта - "Борисполь" и "Львов", остальные принадлежат коммунальной власти. В итоге объем госфинансирования ужали на 1,5 млрд гривен.
Кстати, эти 1,5 млрд гривен хотели направить на оплату работ в рамках подготовки Украины к Евро-2012, окончившегося год назад. Из-за протестов Минфина в ведомстве Козака решили, что на это пустят не полностью потраченный заем в размере 4,4 млрд гривен, сделанный Укревроинфрапроектом (входит в подчинение Мининфраструктуры) в 2012 году.
Наконец, нарекания Минфина касаются финансирования "Борисполя". Крупнейший аэропорт страны включен в список объектов госсобственности, которые могут быть переданы в концессию. Несмотря на это, на развитие аэропорта из государственного бюджета предлагается потратить еще 2,7 млрд гривен, сетует Минфин. Как следует из сопроводительных документов Концепции, в ведомстве Владимира Козака это замечание проигнорировали, сославшись на то, что аэропорт еще не передан инвестору....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 19, 2025
Fox: в США разбился бизнес-джет Cessna 550
Декабрь 18, 2025
Аэропорт Николаевска‑на‑Амуре за ночь обслужит около 700 пассажиров
Декабрь 18, 2025
Пекин впервые принял самолет из Благовещенска
