АвиаПорт.Ru
27 мая 2013, 08:19
"Авиастар" провел для поставщиков день открытых дверей
"Авиастар-СП" провел конференцию для поставщиков. Мероприятие должно было объяснить действующим и будущим кооперантам по программе Ил-76МД-90А, что на сверхприбыли лучше не рассчитывать
Госконтракт на 39 машин Ил-76МД-90А, подписанный министерством обороны и "ОАК" в октябре прошлого года, стал для ульяновского завода серьезным испытанием. "Для "Авиастара" сегодняшний день знаменует третье рождение завода", - сказал на открытии конференции генеральный директор предприятия Сергей Дементьев. По его мнению, впереди самое сложное - освоение машины в серийном производстве. "Поставщики должны понимать серьезность проблемы. Завод до этого выпускал один-два самолета в год, но скоро должен перейти на выпуск 18 машин. Одни мы этот вопрос не решим, - заявил он. - Но это госконтракт, и все должны понимать, чего может стоить его срыв, к чему он может привести".
Главными партнерами в исполнении контракта должны стать поставщики комплектующих, причем как действующие, так и будущее кооперанты. И, прежде всего, от них ожидают партнерских отношений, в том числе ценовой политики, которая позволит при выполнении контракта не провалиться в зону убыточности. Директивно установленная Минобороны стоимость контракта требует от производителя серьезной работы по снижению издержек. Как утверждают представители "ОАК - Транспортные самолеты", на сегодняшний день рентабельность контракта отрицательная. Более того, заложенные заказчиком индексы эскалации цен не соответствуют официальным публичным прогнозам рынка. С учетом того, что основной объем средств по сделке начнет поступать в 2016 году, головному предприятию пришлось привлечь большой объем кредитных средств. В то же время, военное ведомство в цене контракта не компенсирует ни кредитную нагрузку, ни затраты на возобновление производства. Таким образом, по оценкам "ОАК-ТС", убыток на каждый борт составляет приблизительно 600 млн рублей. Из-за этого завод не может предложить своим поставщикам высоких закупочных цен. Если в среднем поставщик закладывает в контракт рентабельность на уровне 15%, учитывая также и все накладные расходы, то в данном случае производитель самолета просит снизить маржу до 1-2%.
Ценовой прессинг явно не по душе производителям комплектующих, и большая часть компаний с трудом соглашается на снижение цен; некоторые компании и вовсе наотрез отказываются от предоставления скидок. Для того, чтобы партнеры видели все плюсы и минусы, которые обеспечит та или иная переговорная позиция, в "ОАК-ТС" приготовили и пряник, и кнут. Заместитель директора по закупкам "ОАК - Транспортные самолеты" Александр Конорев отмечает, что поставщики, которые примут условия работы по текущему проекту, "получат перспективы, несоизмеримые с суммой скидки". "Если с военным ведомством будет подписан другой контракт, они смогут получить опцион на поставку комплектующих для топливозаправщиков и других модификаций Ил-76, - говорит он. - Также такие поставщики смогут участвовать в проектах МТА, Ил-112, если программа будет возобновлена, и Ан-124". Кроме того, по его словам, ОАК будет рассматривать таких поставщиков, как потенциальных производителей комплектующих для Sukhoi Superjet 100 и МС-21 в рамках международной кооперации.
Правда, для того, чтобы выйти на кооперацию с иностранными поставщиками, одной только сговорчивости по цене недостаточно, есть и ряд других существенных условий: производство должно быть современным, у поставщика должно быть желание инвестировать в его развитие. Также предстоит пройти сложный путь по признанию авиационными властями качества выпускаемой продукции.
Те же компании, которые будут руководствоваться логикой: "пусть ОАК убытки и несет, мне незачем", будут рассматриваться, скорее, как временные. "Мы будем предлагать им проекты на год-два с малой серийностью. Их номенклатуру будем передавать другим поставщикам, - отмечает А.Конорев. - Более того, мы готовы разослать директивные письма по нашим предприятиям, что все бизнес-кейсы по перспективным проектам должны учитывать то, что этот поставщик уже нанес нам урон".
Тем временем, рыночные перспективы одного только Ил-76МД-90А крайне широки. Как сказал генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Ил" Виктор Ливанов, у этого самолета есть преимущество - бренд: Ил-76 находится в эксплуатации уже примерно 40 лет, и зарекомендовал себя, как простой, надежный и достаточно экономичный самолет. Несмотря на обновление машины: новое крыло, топливную систему, кабину, новые двигатели и другие системы - это осталась все та же машина, просто опережающая старую версию по множеству характеристик. На 20 тонн выросла взлетная масса самолета, на 12 - максимальная полезная нагрузка. Существенно изменилась дальность полета, выросла крейсерская скорость, а потребная длина ВПП снизилась до 2 тыс. 150 метров. Кроме того, была повышена топливная эффективность: у Ил-76МД-90А удельный расход топлива составляет 187,1 г/ткм. По словам В.Ливанова, еще одно преимущество этого самолета в том, что он является базой для множества модификаций, начиная от самолета-заправщика, и заканчивая самолетом дальнего радиолокационного обнаружения. По его словам, для повышения конкурентоспособности, Ил-76МД-90А будет сертифицирован и в гражданской версии.
Среди существующих тяжелых транспортников у Ил-76МД-90А сегодня конкурентов немного: американский C-17, который вскоре будет снят с производства из-за его дороговизны, и А400, который будет поставляться исключительно для стран блока НАТО. Таким образом, с учетом высокого количества дальнейших заказов и текущего госконтракта, обеспечение серийной сборки воздушного судна должно дать стране еще один высококонкурентный продукт для поставки на внешние рынки с высокой прибыльностью. Нужно только немного подождать....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
