Голос России
6 июня 2013, 15:32
Армейская авиация: ускоренное обновление
Восточный военный округ до конца 2013 года получит более 30 ударных вертолетов Ка-52 и транспортно-боевых Ми-8АМТШ. Поставка техники будет произведена в рамках госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы
С 2011 года Восточный округ получил около 40 новых вертолетов Ка-52, Ми-8АМТШ и Ми-26. В целом армейская авиация обновляется быстрее любого другого рода войск, и очевидно, что в этой части госпрограмма вооружений будет выполнена полностью.
Непрерывный рост
Производство вертолетов для Вооруженных сил России непрерывно растет последние 8 лет. Если в первой половине 2000-х ежегодные поставки исчислялись единицами, то в 2007 году военные получили 20 вертолетов, в 2010 - 59, а в прошлом году - более 120, в том числе около 40 ударных вертолетов Ми-28, Ми-35 и Ка-52.
Действующая госпрограмма вооружений предусматривает поставку более 1000 вертолетов в текущем десятилетии, и темпы производства для нужд минобороны 120-ти и более машин в год вполне позволяют достичь этой цифры.
В общей сложности с учетом капитально отремонтированных машин прошлых лет число вертолетов в составе вооруженных сил будет превышать полторы тысячи единиц, что в целом достаточно в современных условиях.
При этом ставка делается как на усовершенствованные варианты давно освоенных машин типа Ми-8, Ми-35 (модернизированный Ми-24), Ми-26, так и на новые образцы - Ми-28, Ка-52, "Ансат", Ка-226.
Вертолеты имеют для Российской армии с потенциальными ТВД в виде Кавказа и Средней Азии особое значение: без достаточно многочисленного вертолетного парка и подготовленных пилотов в этих условиях ведение боевых действий невозможно, и внимание, которое уделяется этому виду техники военным руководством, вполне объяснимо. Помимо боевого значения вертолеты активно используются для обеспечения повседневной деятельности всех видов вооруженных сил - от сухопутных войск до РВСН, не говоря о пограничниках, МЧС, МВД и других структурах.
Гражданский рынок как опора
Устойчивое наращивание производства вертолетной техники было бы невозможно без базы, сохраненной благодаря постоянной работе отрасли на гражданский рынок и на экспорт как военных, так и "цивильных" машин.
В середине 2000-х гособоронзаказ составлял лишь 10-12 % от общего производства вертолетов, и в отсутствие иных покупателей отрасль не имела бы шансов выжить. Сегодня Минобороны России получает порядка 40 % от общего выпуска вертолетов в России, но и сам выпуск, вплотную подошедший к рубежу 300 машин в год, вырос в 3,5 раза за последние 8 лет.
Ставка на гражданский и вообще на внешний рынок в современных условиях обеспечивает как увеличение сбыта, так и стимулы к совершенствованию - постоянное появление новых модификаций и типов заставляет разрабатывать собственные новинки. Пока что Россия успешно продает усовершенствованные советские машины, однако в ближайшие десять лет необходимо будет предложить новый модельный ряд, чтобы сохранить занимаемые позиции.
Для их расширения России необходимо увеличить номенклатуру производимой вертолетной техники. Сейчас как минимум имеются серьезные пробелы в классе легких вертолетов, а также тяжелых машин, которые могли бы занять нишу между средним Ми-8 и "супертяжем" Ми-26.
Исправление ошибок
Одной из серьезных бед советской оборонки было наличие в ряде категорий параллельно производимых типов техники одного назначения и близких ТТХ. Разнотипность серьезно усложняла обслуживание и освоение техники, а одновременное производство трех типов основных боевых танков - Т-64, Т-72, Т-80 - стало вершиной этого подхода.
В этом вопросе, однако, удалось навести порядок, оставив на вооружении как основную машину Т-72 и ее развитие Т-90 и постепенно снимая все остальное, а вот разнообразие боевых вертолетов, наоборот, резко возросло. От "Крокодила" Ми-24, который в разных модификациях был единственным боевым вертолетом СССР, Россия сегодня перешла к одновременному производству Ми-35 (усовершенствованной "двадцатьчетверки"), а также Ми-28 и Ка-52. Эти вертолеты во многом унифицированы, в частности по силовой установке, однако одновременное производство трех типов машин, продиктованное скорее желанием поддержать промышленность, не слишком хорошо отражается на боеспособности армейской авиации.
Радикальных решений в виде сокращения всех, кроме какого-то одного, тоже не требуется. Ми-28 и Ка-52 вполне могут "ужиться" в строю одновременно, если вспомнить о первоначальных планах разделения ролей этих машин. Ми-28 как основной, можно сказать, линейный вертолет армейской авиации и Ка-52 - как машина поддержки частей спецназначения и морской ударный вертолет, предназначенный для поддержки частей морской пехоты как на суше, так и с палуб универсальных десантных кораблей.
Производство Ми-35 при этом можно ограничить относительно небольшим числом, для укомплектования частей в летных училищах и центрах боевой подготовки его близость к Ми-24 и современное оборудование делают эту машину идеальным "переходным вариантом" для переучивания на современные Ми-28....
Авторские права на данный материал принадлежат «Голос России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Стали известны новые подробности развития санитарной авиации в Мордовии в рамках нацпроекта
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов