О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Армейская авиация: ускоренное обновление

Восточный военный округ до конца 2013 года получит более 30 ударных вертолетов Ка-52 и транспортно-боевых Ми-8АМТШ. Поставка техники будет произведена в рамках госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы

Восточный военный округ до конца 2013 года получит более 30 ударных вертолетов Ка-52 и транспортно-боевых Ми-8АМТШ. Поставка техники будет произведена в рамках госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы.

С 2011 года Восточный округ получил около 40 новых вертолетов Ка-52, Ми-8АМТШ и Ми-26. В целом армейская авиация обновляется быстрее любого другого рода войск, и очевидно, что в этой части госпрограмма вооружений будет выполнена полностью.

Непрерывный рост

Производство вертолетов для Вооруженных сил России непрерывно растет последние 8 лет. Если в первой половине 2000-х ежегодные поставки исчислялись единицами, то в 2007 году  военные получили 20 вертолетов, в 2010 - 59, а в прошлом году - более 120, в том числе около 40 ударных вертолетов Ми-28, Ми-35 и Ка-52.

Действующая госпрограмма вооружений предусматривает поставку более 1000 вертолетов в текущем десятилетии, и темпы производства для нужд минобороны 120-ти и более машин в год вполне позволяют достичь этой цифры.

В общей сложности с учетом капитально отремонтированных машин прошлых лет число вертолетов в составе вооруженных сил будет превышать полторы тысячи единиц, что в целом достаточно в современных условиях.

При этом ставка делается как на усовершенствованные варианты давно освоенных машин типа Ми-8, Ми-35 (модернизированный Ми-24), Ми-26, так и на новые образцы - Ми-28, Ка-52, "Ансат", Ка-226.

Вертолеты имеют для Российской армии с потенциальными ТВД в виде Кавказа и Средней Азии особое значение: без достаточно многочисленного вертолетного парка и подготовленных пилотов в этих условиях ведение боевых действий невозможно, и внимание, которое уделяется этому виду техники военным руководством, вполне объяснимо. Помимо боевого значения вертолеты активно используются для обеспечения повседневной деятельности всех видов вооруженных сил - от сухопутных войск до РВСН, не говоря о пограничниках, МЧС, МВД и других структурах.

Гражданский рынок как опора

Устойчивое наращивание производства вертолетной техники было бы невозможно без базы, сохраненной благодаря постоянной работе отрасли на гражданский рынок и на экспорт как военных, так и "цивильных" машин.

В середине 2000-х гособоронзаказ составлял лишь 10-12 % от общего производства вертолетов, и в отсутствие иных покупателей отрасль не имела бы шансов выжить. Сегодня Минобороны России получает порядка 40 % от общего выпуска вертолетов в России, но и сам выпуск, вплотную подошедший к рубежу 300 машин в год, вырос в 3,5 раза за последние 8 лет.

Ставка на гражданский и вообще на внешний рынок в современных условиях обеспечивает как увеличение сбыта, так и стимулы к совершенствованию - постоянное появление новых модификаций и типов заставляет разрабатывать собственные новинки. Пока что Россия успешно продает усовершенствованные советские машины, однако в ближайшие десять лет необходимо будет предложить новый модельный ряд, чтобы сохранить занимаемые позиции.

Для их расширения России необходимо увеличить номенклатуру производимой вертолетной техники. Сейчас как минимум имеются серьезные пробелы в классе легких вертолетов, а также тяжелых машин, которые могли бы занять нишу между средним Ми-8 и "супертяжем" Ми-26.

Исправление ошибок

Одной из серьезных бед советской оборонки было наличие в ряде категорий параллельно производимых типов техники одного назначения и близких ТТХ. Разнотипность серьезно усложняла обслуживание и освоение техники, а одновременное производство трех типов основных боевых танков - Т-64, Т-72, Т-80 - стало вершиной этого подхода.

В этом вопросе, однако, удалось навести порядок, оставив на вооружении как основную машину Т-72 и ее развитие Т-90 и постепенно снимая все остальное, а вот разнообразие боевых вертолетов, наоборот, резко возросло. От "Крокодила" Ми-24, который в разных модификациях был единственным боевым вертолетом СССР, Россия сегодня перешла к одновременному производству Ми-35 (усовершенствованной "двадцатьчетверки"), а также Ми-28 и Ка-52. Эти вертолеты во многом унифицированы, в частности по силовой установке, однако одновременное производство трех типов машин, продиктованное скорее желанием поддержать промышленность, не слишком хорошо отражается на боеспособности армейской авиации.

Радикальных решений в виде сокращения всех, кроме какого-то одного, тоже не требуется. Ми-28 и Ка-52 вполне могут "ужиться" в строю одновременно, если вспомнить о первоначальных планах разделения ролей этих машин. Ми-28 как основной, можно сказать, линейный вертолет армейской авиации и Ка-52 - как машина поддержки частей спецназначения и морской ударный вертолет, предназначенный для поддержки частей морской пехоты как на суше, так и с палуб универсальных десантных кораблей.

Производство Ми-35 при этом можно ограничить относительно небольшим числом, для укомплектования частей в летных училищах и центрах боевой подготовки его близость к Ми-24 и современное оборудование делают эту машину идеальным "переходным вариантом" для переучивания на современные Ми-28....
Авторские права на данный материал принадлежат «Голос России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка