Вести.Ru
10 июня 2013, 08:59
Незаконные штрафы и заоблачные цены: Минтранс требует удешевить авиаперелеты по России
Авиабилеты в России должны стоить дешевле - об этом заявили в Минтрансе, где готовят для правительства новый законопроект. Есть надежда, что после его принятия больше не придется переплачивать в пять или шесть раз за полуторачасовой полет
Николая Емельянова и его семью оштрафовала авиакомпания. Он купил билеты в Ростов-на-Дону, но за 10 дней до назначенной даты от полета отказался. Такой переменчивый нрав перевозчик просто так оставить не мог, и при сдаче билетов часть денег пассажиру не отдали. Шесть тысяч рублей - это почти половина от стоимости перелета, которой Николай не досчитался. Причем одинаковые суммы удержали и за взрослые, и за детские билеты , и даже за бесплатное место на руках родителей годовалой дочки Ани. "У них записано в условиях применения тарифа, что данный тариф является очень дешевым, поэтому они имеют право штрафовать пассажира", - рассказал Николай.
Однако главный закон, регулирующий авиаперевозки, статья 108 Воздушного кодекса говорит, что пассажир имеет право отказаться от полета не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки и получить свои деньги обратно.
Мы решили сами проверить, как перевозчики соблюдают законодательство и отправились в кассу одной из авиакомпаний. Там нас "обнадежили" и сказали, что в случае отказа от полета деньги вернут, но за вычетом штрафа.
- Будет ли у меня, в случае чего, возможность сдать билеты?
- Да, сдать можете, более чем за сутки потеря будет - 1400, менее чем за 24 часа - 1400 и 25 процентов.
Кассир даже подсчитала, сколько денег пассажир потеряет, если сдаст два билета стоимостью 12 тысяч рублей - из Москвы в Ростов-на-Дону и обратно: "2250 и плюс 1400! 3650 - потеря. Сервисный сбор тоже не возвращается".
Отечественные авиакомпании уверяют, что вынуждены штрафовать, так как чуть ли не каждый одиннадцатый пассажир возвращает или меняет свои билеты. Все это выливается в серьезные убытки, превышающие 30 миллиардов рублей. Причем, такие огромные суммы перевозчики не намерены терять. Все эти деньги они перекладывают на остальных пассажиров, в качестве своеобразной платы за риски. Якобы именно поэтому на отечественных авиалиниях, кстати, так дорого летать. Однако представители воздушного транспорта говорят, что могут снизить стоимость некоторых билетов - тех, которые пассажирам нельзя будет возвращать.
"Если пассажир возьмет риск отказа от путешествия на себя, тогда авиакомпания не будет закладывать этот риск в стоимость всех билетов, и понятно, что самое дешевое предложение станет еще немного дешевле, в то время, как основная масса билетов будет продаваться, безусловно, по более высоким тарифам", - говорит руководитель информационного авиаагентства Олег Пантелеев.
Как успешно может работать эта система, можно увидеть на примере европейских авиакомпаний, которые по сравнению с российскими расценками пассажиров возят почти что даром: из Милана в Париж (1500 километров), например, можно слетать за 1200 рублей. А вот билет на ту же дату из Москвы в Ростов-на-Дону - 1100 километров - обойдется россиянам в пять раз дороже. При этом билет за 6 тысяч рублей считается тарифом эконом-класса, поэтому пассажиров в случае отказа от перелета могут и оштрафовать.
Авиаперевозчики обещают снизить цены, если пассажиры лишатся права возвращать билеты обратно, такие билеты будут продаваться дешевле и будут называться "невозвратными". Минтранс поддержал эту инициативу и предложил на рассмотрение в правительство проект закона "О невозвратных тарифах". До конца этого года Госдума должна будет их утвердить. Насколько именно подешевеют билеты, представители воздушного транспорта пока не говорят. Однако в том, что после введения нового закона, цены на отечественных авиалиниях снизятся до европейских расценок, многие эксперты сильно сомневаются.
Зато в том, что поправки в закон все-таки внесут, сомневаться не приходится. Это лишь дело времени, считают специалисты. Впрочем, совершенно очевидно и то, что в наступающий сезон отпусков россияне будут ездить еще по старым правилам и на прежних правах.
Деньги за пока еще "возвратные" билеты правозащитники с легкостью отсуживают у перевозчиков. "Могут перевозчики ссылаться на что угодно, на любые подзаконные акты. Но одно должно быть всем ясно: ни один подзаконный акт не может противоречить основному закону, а основной закон, который в этой области применяется, - это Воздушный кодекс. И все, что 108 статье противоречит, применяться не будет. И будет ничтожным", - подчеркивает ведущий юрист московского Общества защиты прав потребителей Юрий Швец.
Николай Емельянов тоже составил исковое заявление на авиакомпанию и в победе не сомневается. Пока еще суды без лишних колебаний обязывают перевозчиков возвращать покупателям не только незаконно удержанные штрафы, но и моральную компенсацию. Об этом есть решения судов по аналогичным спорам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вести.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов
Декабрь 23, 2025
Авиакомпания Ямал подготовила новогодние сюрпризы для маленьких пассажиров