О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаперевозки на Ямале. Перезагрузка

Развитие авиаперевозок в России, как Восток - дело тонкое. Министерство транспорта РФ рассматривает новую модель субсидий для стимула у авиакомпаний создавать новые маршруты

Развитие авиаперевозок в России, как Восток - дело тонкое. Министерство транспорта РФ рассматривает новую модель субсидий для стимула у авиакомпаний создавать новые маршруты. По сравнению с советским периодом количество авианаправлений внутри страны сократилось в три раза. Причина банальна - слабый пассажиропоток из-за высокой стоимости перевозок. Ямал, сродни своеобразному государству в государстве, пытается решить эту проблему, когда многие регионы уже опустили руки. Постепенно, мелкими шагами округ пытается выйти на рентабельность авиаперевозок.

Шаг первый: первые результаты системы окружных субсидий


Пересуды о заоблачных ценах на авиаперелеты как внутри региона, так и за его пределами многим уже набили оскомину. Впрочем, стоит заметить, в последнее время муссировать эту тему стали меньше. Например, стоимость билета из столицы Ямала в Москву более-менее приемлема для среднего класса. И это, как известно, результат окружного субсидирования. Аналогичная ситуация с рейсами по тюменскому направлению. Правда, в этом случае забрезжил свет в конце тоннеля - маршрут Салехард-Тюмень недавно перешел грань экономической рентабельности, что в скором времени должно привести к отказу от окружных субсидий. Изменения ни в коем случае существенно не должны отразиться на стоимости перелета.

Когда билеты становятся населению по карману, увеличивается количество авиарейсов, выполняемых авиакомпанией "Ямал", соответственно перевозчик не работает впустую и увеличивает свой доход. Так появляется возможность устоять на своенравном рынке авиаперевозок. И, кажется, вот-вот наступит время, когда региональная авиакомпания сможет обходиться без помощи округа, если, конечно, не начнут дорожать солярка и авиационный керосин. Предугадать планы компаний-монополистов продающих топливо очень сложно.

Заведомо рискованный подход Ямала к развитию авиации отмечен российским правительством. Сейчас на федеральном уровне решается вопрос о применении ямальского опыта и в других регионах страны, где доходы региональных авиакомпаний минимальны. Но надо понимать, что увеличение пассажиропотока за счет региональных субсидий не каждому по силам. Между тем, департамент транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО медленно, но верно продолжает политику развития. В свою очередь, окружное ведомство рассчитывает получить федеральные субсидии на ряд маршрутов за пределы региона, коими мало когда пользовались. Недавно подали заявку на субсидию из российского бюджета на рейсы Салехард-Екатеринбург и Салехард-Омск.

Шаг второй: новые игроки на рынке авиаперевозок

К великому сожалению скептиков, обвиняющих авиакомпанию "Ямал" в монополизме, очереди из крупных авиакомпаний, желающих работать в ямальском небе - нет. Как пояснил директор окружного департамента транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Варакин, новые игроки не придут вне зависимости от того, есть ли субсидирование. "Высокий спрос на авиатранспорт у нас сезонный. Как ни крути, нет постоянного пассажиропотока. Учитывая, что компании приходят только тогда когда существует шестидесятипроцентная загрузка, но гарантировать такое округ просто не в силе. И нужно не забывать, что загрузка у нас, как правило, односторонняя, а у авиакомпаний понятие рейс это "туда и обратно", - отмечает он.

Казалось бы, вечная нехватка билетов на рейсы говорит об обратном, но как только вникаешь и видишь реальную потребность возмущенных возгласов становиться все меньше. В среднем в разгар сезона лишь на один рейс потребность в билетах возникает от силы у дополнительных тридцати-сорока человек. Ни одна здравомыслящая авиакомпания не пойдет на то, чтобы задействовать самолет ради столь небольшого количества пассажиров, которым нужен билет, как правило, лишь в одну сторону.

По сравнению с Салехардом Новый Уренгой выглядит более рентабельным. Летом там, на Москву свои рейсы выполняют до семи авиакомпаний, но это лишь летом. Для реального заработка округ предлагает новым перевозчикам закольцованные рейсы, например, маршрут Москва-Екатеринбург-Новый Уренгой. Для подобного транспортного хода в крупных ямальских аэропортах продлили регламент работы. Воздушный порт работает дольше, соответственно есть возможность делать и транзитные рейсы. Сегодня ведутся переговоры с несколькими компаниями по таким маршрутам через Салехард. Рассматривается вопрос о снижении тарифов для транзита. В профильном департаменте говорят об авиарейсах Екатеринбург-Надым-Салехард и обсуждается вопрос доступа в Новосибирск.

Тем не менее, назревает резонный вопрос о субсидировании других или если быть точнее иных, кроме авиакомпании "Ямал", перевозчиков. Дмитрий Варакин считает этот шаг опрометчивым. Очень часты случаи, когда новый перевозчик, придя в регион, делает заведомо низкие цены на билеты, приучает пассажира пользоваться именно их услугами, а потом резко уходит, требуя и шантажируя дополнительным субсидированием. Надежда на регулярные межрегиональные перевозки улетучивается сама собой. "К тому же, так мы можем навредить нашей авиакомпании, поставить под угрозу многие уже существующие маршруты. Позволить "Ямалу" уйти с этого рынка легко, только вернуть будет очень сложно", - подчеркнул он.

Ввод дополнительных рейсов на популярные направления пока считается одним из выходов из транспортного коллапса в небе, и очередей в авиакассы на земле.

Шаг третий: расстановка сил внутри региона

Одна из причин высоких цен на перелеты - аэропортовые сборы. Каким бы не был воздушный порт содержать и поддерживать работу каждого из секторов - производственная необходимость. Уже аксиома: в небольших аэропортах, по сравнению с крупными площадками, финансовая нагрузка очень ощутима. К тому же взлет и посадка авиакомпаниям обходится куда дороже, нежели основной километраж в воздухе. Правительство округа рассматривает вариант субсидирования аэропортов в крупных ямальских городах. Это позволит привлечь коммерческие авиакомпании работать в регионе, и снизить стоимость билетов на рейсы между городами округа. Однако практика показала, что не в каждом регионе это решение привело к каким-либо перспективам. Оттого, поддержка аэропортов из окружной казны пока остается лишь в планах. Для провинций снизить сборы подобно фантастике, слишком дорогое удовольствие содержать аэропорт. Своевольны в таком решении лишь крупные аэропорты, которые часто применяют кардинально другую тактику. Они увеличивают платежи для авиакомпаний, для того чтобы разгрузить небо над мегаполисами.

Весной руководству аэропорта Нового Уренгоя все-таки удалось воспользоваться федеральной господдержкой. "Уренгой убедил федерацию выплачивать субсидии. Весомым аргументом стало большое количество пассажиров. Но, замечу, что использование финансовой помощи государства не дает развития. Накопительная часть аэропортов страдает, то есть остается прежней. Но пока для нас важно сохранить баланс между аэропортами, авиакомпаниями, пассажирами и субсидиями", - подчеркивает директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Варакин.

Одновременно окружное правительство помогает развитию родной авиакомпании "Ямал". Пренебрегать ею нет смысла, так как "Ямал" был, есть и будет одним из крупных налогоплательщиков. Компании важно стать экономически независимой и закрепиться на рынке российской авиации. Здесь перевозчик должен быть мобильным, иметь в своем парке различные воздушные суда. В следующем году округ, возможно, поможет приобрести им четыре узкофюзеляжных судна класса А-321 вместимостью почти до двух сотен пассажиров. К тому же это позволит маневрировать в "горячий сезон" перевозок на территории Ямала в зависимости от спроса населения.

И все-таки, как ни крути, остаются туманными перспективы передвижения между городами и поселками Ямала. В профильном департаменте говорят, что здесь стоит задуматься о самолетах малой авиации, ведь было время, когда судами АН-2 закрывали многие маршруты в округе. Старые взлетные площадки реально восстановить, да и построить новые не проблема. В некоторых труднодоступных районах вполне возможно даже возобновление гидроавиации. Дмитрий Варакин поясняет, исследовать оба этих варианта будут скрупулезно. "Важно сотрудничество с городскими и районными властями, чтобы начать писать необходимую целевую программу по реабилитации сообща. Разговоры о том, что окружные власти вновь, что-то придумали, навязали сверху, не нужны", - заявил он.

Звучит многообещающе. Все новое - хорошо забытое старое. Только у жителей, наверняка, одна лишь просьба - доступная цена на авиаперелет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Север-Пресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка