О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты для людей

Мировая практика аэропортового бизнеса задает параметры соотношения между авиационными и неавиационными доходами, как 40/60. Грамотное управление существующими площадями предоставляет возможность для увеличения прибыли за счет неавиационных дохододов

Сейчас в мире насчитывается более 1400 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд. человек. По данным Росавиации пассажиропоток в России составляет примерно 59 млн. человек в 2010 году, причем за 10 лет эта цифра выросла в 2,5 раза.

Представьте себе, что каждый из 59 млн. пассажиров провел как минимум 1-2 часа в аэропорту, а то и больше, в случае транзитных рейсов. Согласитесь, что совокупное время, потраченное на регистрацию, прохождение досмотра личных вещей и посадку в самолет занимает не более получаса. Куда же "пропадает" остальное? А оставшееся время пассажир тратит на ожидание и перемещение по аэропорту: чашка чая в кафе, чтение газеты, возможно покупка сувениров или товаров в dirty free. Оказавшись на месте пассажира мы мечтаем о том, чтобы не тратить время на праздное шатание в поисках нужного номера выхода на посадку, особенно если его изменили, чтобы кафе было рядом, чтобы киоск с газетами стоял в удобном месте, не говоря уже об уборной, а также чтобы легко можно было найти свободное место в зале ожидания. Даже если вы не часто пользуетесь воздушным транспортом, то наверняка замечали, что одни аэропорты комфортнее других.

Мировая практика аэропортового бизнеса задает параметры соотношения между авиационными и неавиационными доходами, как 40/60 соответственно. Т.к. авиационные тарифы жестко регламентированы, то грамотное управление существующими площадями предоставляет хорошую возможность для увеличения прибыли за счет неавиационных доходов, а также улучшения качества сервиса для пассажиров. Как же российским аэропортам стать более удобными для пассажиров, а значит и своих многочисленных контрагентов, при этом снизив свои издержки, как денежные, так и временные?

Международная компания T-Systems, дочерняя компания Deutsche Telekom, разработала ряд решений, призванных сделать пребывание пассажиров на территории аэропорта максимально комфортабельным и упростить топ-менеджерам задачу эффективного управления коммерческой недвижимостью. Многие знаменитые и крупные аэропорты во всем мире успешно используют Систему Управления Аэропортом (TAMS - Т-Airport Management Systems), разработанную компанией T-Systems, или ее отдельные модули. Компания обладает многолетним опытом анализа бизнес-процессов аэропорта для проектирования нового поколения разделенных информационных систем. TAMS позволяет аэропорту решить стоящие перед ним задачи на всех эксплуатационных уровнях с помощью интеграции индивидуальных систем, разработанных T-Systems или другими компаниями. Основная цель - оперативное использование и общая доступность информации. Любые изменения информации о полетах автоматически поступают во все системы, вне зависимости от того, в какую систему эти данные были введены.

Каким образом аэропорт может стать удобным для людей?

Посмотрим на проблему организации полного спектра услуг для пассажиров с точки зрения обычного человека. Любое авиапутешествие начинается с входа в аэропорт и поиска информации на табло. Предоставление информации о полетах не так тривиально, как может показаться с первого взгляда, сбои в расписании возможны по независящим от аэропорта и авиакомпании причинам, например, таким как непогода. Но данную задачу возможно эффективно решить с помощью решения FIDS (Flight information display system) - Системы Информации о Полетах, которая предоставляет необходимую информацию в систематической и легко доступной форме для всех функциональных уровней и отделов аэропорта, а также пассажиров и посетителей 24 часа в сутки. Система сообщит пассажиру не только наименование авиакомпании, выполняющей рейс, но и погоду в аэропорту прибытия, курсы местной валюты и прочее. Обратная невидимая для пассажира сторона предназначена для персонала аэропорта, позволяя, например, открывать посадку точно в указанное на табло или посадочном талоне время.

Прохождение регистрации, сдача багажа, процесс досмотра личных вещей, поиск нужного терминала и посадка в самолет проходят быстро и комфортно для пассажиров, если эти процессы оптимизированы и синхронизированы. Решить данные задачи можно с помощью решения RMS (Resource management systems) - Системы Управления Ресурсами, которая поддерживает планирование немобильных ресурсов, например - линий выдачи багажа, стоек регистрации, всех типов стоянок - от телетрапов до удаленных стоянок; организует выходы на посадку, синхронизировав с соответствующими залами вылета и устройствами обработки багажа; а так же планирует мобильные ресурсы, например, движение автобусов для персонала и пассажиров. Также возможно использование отдельного решения BMS (Baggage management systems) - Системы Управления Багажом, которая управляет сортировкой и проверкой безопасности грузов, обеспечивает управленческую информацию и другие статистические данные.

Никто из нас не любит ждать, тем более, если рейс задерживается. Если один из рейсов по каким-то причинам опаздывает, либо не может быть отправлен, то аэропорт не может из-за этого сдвигать всю сетку вылетов, нужно оперативно менять расписание десятков смежных процессов, таких как технический осмотр, работа терминалов, трапов и др. Для удобного планирования в режиме постоянно меняющейся информации есть решение CAST (Comprehensive Airport Simulation Tool) - Моделирование ситуаций в Терминале. Эта система обеспечивает все от планирования работы терминалов до моделей-симуляторов расписания взлета и посадки самолетов конкретного аэропорта. Тут же поможет решение SAMS (Slot Allocation & Management System) - Оптимизация слотов, которое максимизирует пропускную способность аэродрома с помощью оптимизации распределения слотов: снятие ограничений по пропускной способности аэродрома, оптимизация эффективности имеющихся ресурсов, оптимизация процессов планирования, улучшение координации между аэропортом и авиакомпаниями и др.

На этом взаимодействие аэропорта и пассажира не заканчивается: в случае транзитных рейсов пассажир ждет комфортной пересадки, в случае международных - удобного прохождения визового и таможенного контроля. Не стоит забывать о том, что путешествие должно закончиться не только благополучной посадкой самолета, но и получением багажа, а также поиском альтернатив транспорта в город. CIS (Cargo Information System) - Грузовая Информационная Система обеспечивает информацией относительно статуса таможенного оформления, местоположение товаров в складе и его количестве, а также осуществляет поддержку таможенной очистки груза и ведения бухгалтерской документации.

На всех этих этапах пассажиру очень важно ощущать себя комфортно, а также проходить все процедуры без промедления и лишних неудобств. А это в первую очередь означает, что как минимум все объекты аэропортового комплекса, от рамки-металлоискателя до туалета, должны быть в исправном состоянии и располагаться согласно потребностям пассажиров. Не один десяток внутренних процессов в аэропорту проходит незаметно для пассажира, и это правильно, ведь он не должен задумываться об обслуживании самолетов или бухгалтерии. Для этого существует такое решение, как например AODB (Airport Operational Database) - Операционная База Данных Аэропорта, которая поддерживает различные службы, вовлеченные в те или иные фазы обслуживания воздушного судна: планирование и координация воздушного движения, обслуживание пассажиров в терминале, бухгалтерия и финансовая аналитика.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что через сервера аэропортового комплекса проходит колоссальный поток информации, причем работа идет в едином информационном поле, где все модули связаны между собой. Здесь не обойтись без ASIMS (Advanced SITA Message Server) - Улучшенного сервера обмена сообщениями SITA, который автоматически распознает поступающие сообщения, классифицирует их и отсылает к соответствующим подсистемам. ASIMS соединяется с другими системами данных аэропорта, позволяя автоматизировать многие операции, которые ранее выполнялись вручную.

У компании T-Systems уже есть успешные проекты в России, например в аэропорту Шереметьево, который является самым крупным по площади аэропортовым комплексом страны. В список объектов инфраструктуры Шереметьево входят не только служебные помещения, но и многочисленные площади, сдаваемые в аренду под рестораны, кафе и магазины, которые составляют существенную часть неавиационных доходов. Управление инфраструктурными объектами аэропорта и мониторинг их состояния на площади около 480 тыс. кв. м. представляет собой задачу повышенной сложности. Аэропорт заказал своему партнеру, международной компании T-Systems, уникальный ИТ-проект, призванный сделать пребывание пассажиров на территории аэропорта максимально комфортабельным и упростить топ-менеджерам задачу эффективного управления коммерческой недвижимостью. Компания T-Systems осуществила двухстороннюю интеграцию ERP системы с ГИС.

Мировая практика аэропортового бизнеса задает параметры соотношения между авиационными и неавиационными доходами, как 40х60 соответственно. Авиатарифы по всему миру жестко регламентированы, и грамотное управление аэропортовым комплексом с помощью решений компании T-Systems предоставляет хорошую возможность для увеличения прибыли за счет неавиационных доходов, а также улучшения качества сервиса для пассажиров.

Основным параметром для анализа эффективности аэропортового бизнеса служит соотношение между авиационными и неавиационными доходами, где средним показателям является соотношение 40х60 соответственно. Авиационные доходы аэропорта более или менее постоянны и рассчитываются на основе утвержденных тарифов, которые контролируются государством. Авиационные доходы в основном состоят из сервисов оказываемых воздушному судну. Грамотное управление имущественным комплексом аэропорта повышает долю неавиационных доходов, к которым относятся магазины и рестораны, гостиницы и прочие сервисы для пассажиров. Аэропортовые компании T-Systems позволяют эффективно управлять аэропортом, повышать качество обслуживания пассажиров, обеспечивать авиационную безопасность и соответствуют современным международным требованиям. Некоторые наши решения можно с уверенностью отнести к инновационным, так как компания T-Systems является разработчиком новых и уникальных программных продуктов для аэропортов и этими решениями уже обладают наши клиенты.

За повседневной жизнью аэропорта стоят тысячи людей и бизнес-процессов, а также масса новейших технологий, задача которых работать незаметно, создавая комфорт для пассажиров. С уверенностью можно отметить, грамотное управление аэропортовым комплексом помощью ИТ-решений предоставляет хорошую возможность для улучшения качества сервиса для пассажиров, а также увеличения прибыли за счет неавиационных доходов....
Авторские права на данный материал принадлежат «T-Systems». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка