ТПП-Информ
11 июня 2013, 09:09
Проблема российского бездорожья решается в небе
На днях новостные ленты сообщили о падении легкомоторного самолета Аи-10 в Подмосковье. За штурвалом был высококлассный летчик, который, уйдя в отставку, работал ведущим инженером в РСК "МиГ" и в частном порядке летал на разных самолетах в аэроклубах
Ее развитию способствует несколько причин. Для страны с большими пространствами и относительно неразвитой дорожной сетью авиаперелеты помогают решать многие коммуникационные проблемы. В стране десятки тысяч населенных пунктов, куда, как в песне, "только самолетом можно долететь".
Речь идет не только о "северах", Сибири и других удаленных местностях. В том же столичном регионе из-за автомобильных пробок можно потратить часы на то, чтобы проехать какие-то пару десятков километров. Малая авиация здесь - большое подспорье.
Кроме того, стоимость современного легкомоторного самолета сравнялась с ценой автомобиля. И такую покупку могут себе позволить даже не очень состоятельные по московским меркам люди. На специализированных сайтах можно найти вполне приличные летательные аппараты этого класса по средней цене где-то в 60 тыс. евро. Конечно, все, как и в автомобилях, зависит от налета, комплектации и т. п.
У энтузиастов появилась даже возможность собрать свой летательный аппарат самостоятельно. Сайт воронежской компании, занятой этим бизнесом, обещает: "Мы направим вам информационные пакеты - чертежи, видео, руководства, необходимые для сборки собственного самолета". Разумеется, при желании заказчика фирма может взять на себя все труды, связанные с доставкой сборочного комплекта, или организовать ее сама.
Таким образом, для тех, кто живет мечтой о небе и имеет соответствующие средства, серьезных трудностей с обретением собственного самолета быть не должно.
Но для того, чтобы подняться в воздух, одного летательного аппарата будет мало. Нужна соответствующая подготовка. А вот помочь обучиться премудростям пилота могут даже компании, торгующие авиатехникой. В их объявлениях это выглядит приблизительно так: "Курс обучения предполагает 224 часа теоретических занятий, 5 часов тренажа в кабине купленного Вами самолета и не менее 42 часов летной практики".
Что касается 42 часов летной практики, то эту цифру зафиксировало государство. Именно столько минимально нужно налетать для получения лицензии, дающей право на самостоятельные полеты. Кстати, в последние годы и в свободе воздушного передвижения у нас произошли значительные подвижки в направлении либерализации регламентирующих его правил. Разумеется, остались зоны, закрытые для полетов, но их немного и особых неудобств они не создают. Более того, сейчас для авиаторов-энтузиастов действует, по сути, уведомительный порядок полетов. Конечно, здесь тоже есть свои ограничения, например, пилот не должен подниматься выше 4,5 тыс. метров, но дорогу в небо они не закрывают.
Особый разговор - затраты, связанные с эксплуатацией и содержанием самолета. Нужно покупать горючее, платить за стоянку и обслуживание. Обычно это не запредельные деньги, но и малыми их не назовешь. Стоянка - порядка 3000 рублей, обслуживание взлета-посадки - еще 500 рублей. Отдельные деньги - за техническую подготовку самолета. И, кроме того, обязательные платежи государству - транспортный налог и технический осмотр. Если налог рассчитывается исходя из мощности двигателя и сопоставим с автомобильным, то стоимость техобслуживания в авиации, даже малой, начинается от нескольких десятков тысяч рублей.
По мнению председателя комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса Александра Белоусова, нам необходимо иметь свою местную авиацию. То есть такую, которая была бы приспособлена под существующие аэродромы и площадки. Для этого нужны специально разработанные самолеты и рациональное использование того парка, который есть. Все, что способно летать, в том числе из старых образцов, нужно, безусловно, превратить в летающие аппараты. Их придется модернизировать, заменить старую двигательную установку на более экономичную газотурбинную. Естественно, речь идет о машинах, технически пригодных для совершения таких полетов. Но использовать эти возможности нужно максимально.
И очень важным вопросом остается построение новой отечественной линейки самолетов. В России, если не считать аэрокосмического объединения "Полет", которое на своем омском заводе еще выпускает легкомоторные "Аисты" и Ан-3 (модернизированный Ан-2), нет предприятий, которые серийно выпускали бы самолеты такого класса.
Возможно, бизнесменов от авиации сдерживают сравнительно узкие границы этого сегмента российского рынка. Сейчас в стране зарегистрировано чуть больше полутора тысяч частных самолетов. Причем далеко не все они отечественного производства. Но потенциал у этого рынка огромный. Для сравнения: в США в частном владении самолетов находится в сто раз больше. Так что у тех, кто думает связать свой бизнес с небом, впереди безоблачные перспективы.
Но пока организации и предприятия, использующие малые летательные аппараты, ждут комплексные проверки. Так постановили участники межведомственного совещания в Роструде после того, как в Подмосковье разбился легкомоторный самолет....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТПП-Информ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
На обоснование строительства дороги до нового иркутского аэропорта направят 41,9 миллиона рублей
Декабрь 23, 2025
Авиационное топливо международного стандарта Jet A-1 впервые завезли в Казахстан