Труд
14 июня 2013, 09:20
Казань дает стране углеволокна
Когда алюминий совершил прорыв в авиастроении, его назвали "летающим металлом". Но сегодня назревает техническая революция - на основе композитных материалов. Углепластики и углеволокна радикально облегчают вес лайнеров и сокращают расход топлива
Когда алюминий совершил прорыв в авиастроении, его назвали "летающим металлом". Но сегодня назревает техническая революция - на основе композитных материалов. Углепластики и углеволокна радикально облегчают вес лайнеров и сокращают расход топлива. Спрашивается: какое отношение к этому имеет наша авиационная промышленность, которая за последние четверть века понесла тяжелые потери? В Объединенной авиастроительной корпорации считают, что у нас еще есть шанс побороться с конкурентами, если сделать ставку на новые производства. На строительстве одного из заводов - на казанской площадке "КАПО-Композит" ("дочка" Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова и компании "АэроКомпозит") - побывал корреспондент "Труда".
Сразу скажем: монтажники только собирают оборудование для нового производства. Но, как заверяет гендиректор "КАПО-Композит" Андрей Князев, уже в конце лета начнется тестовый запуск производства крыльевых и хвостовых элементов для самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ) и МС-21. До конца года технологию испытают, а дальше - выход на серию. Что само по себе уже будет достижением для отечественного авиапрома, последние десятилетия занимавшегося штучным производством.
Впрочем, планы у казанцев наполеоновские. Они хотят также производить детали для Boeing-777, Boeing-787 и Аirbus A380. Их заказчиком выступит австрийская компания FACC AG, которая должна войти в состав акционеров "КАПО-Композит" с долей в 40%. Вместе с австрийцами авиастроители рассчитывают получить долю на международном рынке и к 2017 году уже выпускать сотни комплектов. В этом случае инвестиции, сейчас составляющие 3,5 млрд рублей, окупятся за несколько лет. Князев упирает на то, что будущее авиастроения - за технологиями производства элементов крыла, фюзеляжа и других конструкций из композитных материалов. Главное их преимущество - наличие усиливающих элементов в виде нитей, хлопьев, волокон. Что позволяет получить легкие, прочные, устойчивые к экстремальным температурам материалы.
Безусловно, композиты - еще малоизученная область материаловедения. Даже продвинутый концерн Boeing попал в скандал, когда при испытаниях нового Dreamliner (Boeing-787) у самолета, напичканного композитом, обнаружили микротрещины. Дело дошло до публичного конфликта с главным специалистом по прочности материалов, и крыло пришлось перепроектировать. У нас в советское время эти материалы использовались при изготовлении рампы, конструкций механизации шасси для Ан-124 ("Руслан"), но дальнейшего распространения в авиастроительной отрасли они так и не получили. Так что путь "АэроКомпозита" простым не будет. И если с отдельными элементами вроде закрылок, интерцепторов, воздушных тормозов, элеронов все вроде бы ясно, то с крылом сложнее. Впрочем, президент "АэроКомпозита" (корпорации, объединяющей казанский и ульяновский заводы) Анатолий Гайданский заявил, что МС-21 с композитным крылом будет проходить контроль не только в России, но и в европейских и американских сертификационных органах. Он уверяет, что до конца уже этого года все риски будут сняты, это позволит создать крыло с очень хорошими характеристиками. По расчетам экспертов, МС-21 по эффективности использования топлива будет иметь преимущество перед Boeing и Аirbus.
Как сообщил советник президента по связям с общественностью ОАО "ОАК" Сергей Рыбак, сырья для аэрокомпозита у нас своего пока нет, завозится оно из США. "Но в ближайшей перспективе поставлена задача наладить его производство в России, - уточнил Рыбак, - что, безусловно, удешевит стоимость деталей для летательных аппаратов".
Корреспондент "Труда" поинтересовался, откуда предприятие намерено черпать кадры, ведь производство носит уникальный характер, а хорошие специалисты в Казани на вес золота.
"Во-первых, рассчитываем на выпускников наших учебных заведений, которые начинают у нас производственную практику, - ответил Андрей Князев. - Мы с радостью узнали о желании трудиться у нас авиастроителей из Самары, Воронежа, Комсомольска-на Амуре и даже из Москвы. На момент запуска производства у нас пока 90 инженеров и рабочих, к концу года будет вдвое больше. А на пике, когда будут задействованы программы по нашим самолетам и по зарубежным заказам, потребуются уже как минимум 500 работников и даже больше. В любом случае позаботимся об условиях труда для сотрудников, чтобы мотивировать людей. Плюс гарантируем обязательный соцпакет, предусмотренный на предприятиях госсобственности - от достойной зарплаты до приличного отпуска"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции