О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Drang nach Osten: немцы приглядываются к Толмачево

Авиакомпания "Сибирь" начала переговоры с немецкими фирмами Obermeyer, Flughafen Munchen и Max Bogl о развитии новосибирского аэропорта. Стоимость проекта строительства нового терминала оценивается в $150-200 млн. Он может стать крупнейшим инвестиционным проектом в Новосибирской области, но только в том случае, если его инициаторы найдут компромисс между противоречивыми интересами авиаперевозчиков, наземных служб и региональных властей.

В 2001 году авиакомпания "Сибирь" выполнила 15,5 тыс. рейсов - на 89% больше, чем в 2000-м. Выручка составила $198 млн. Основные акционеры: Минимущества РФ (25,5%), ОАО "Инвестиционная компания "Русинпром-Инвест" - 19,5%, ООО "СЭП-А" - 18,8%, ООО "Портфельные инвестиции" - 12,6%, ОАО "Инвестиционная компания "Еврофинансы" - 5%.

Аэропорт Толмачево - международный аэропорт с пропускной способностью аэропортового комплекса 200 тонн в сутки, аэровокзального комплекса 450 пассажиров в час на международных авиалиниях и 600 пассажиров в час - на внутренних. Балансовая прибыль по итогам 2001 года составила 91,2 млн рублей. Крупнейшие акционеры: Минимущества РФ - 51%, ОАО "Эртан" - 10,5%, ООО "Итог" - 16%.

В состав немецкой делегации, в среду покинувшей Новосибирск, входили представители трех компаний, которые вместе способны полностью обеспечить реализацию проекта. Obermeyer занимается разработкой проектов, Max Bogl строит и эксплуатирует авиакомплексы, Flughafen Munchen обеспечивает авиаперевозки и создает логистические схемы. Все три фирмы тесно сотрудничают в одном из крупнейших в Германии аэропортов - Мюнхенском.

Как заявил на встрече с немецкими бизнесменами директор по планированию авиакомпании "Сибирь" Владимир Перекрестов, "развитие авиакомпании в настоящий момент сдерживается существующим аэропортом Толмачево, который не в состоянии обработать существенные потоки пассажиров и грузов. Поэтому "Сибирь" берет на себя инициативу продвижения идеи строительства нового, современного аэропорта". Новый аэропорт, по замыслу авиаторов, должен быть ориентирован на обслуживание транзитных пассажиров и грузов из стран Юго-Восточной Азии в Европу. По словам директора авиакомпании по связям с общественностью Михаила Кошмана, Новосибирск может стать оптимальным пунктом стыковки рейсов для таких самолетов, как Ту-154 , А-310 , Boeing-557. Стоимость строительства нового терминала и современной инфраструктуры, по предварительным данным, может составить от $150 млн до $200 млн, которые надо вложить за 4 года.

Представители авиакомпании отмечают, что "Сибирь" не собирается быть хозяином и оператором нового аэропорта. "Наша цель - создать консорциум западных компаний для разработки проекта, строительства и последующей эксплуатации аэропорта", - заявил Владимир Перекрестов.

Вмешательства "Сибири" в дела аэропорта до сих пор вызывали неоднозначную реакцию со стороны руководства АО "Толмачево". В аэропорту подчеркивают, что Толмачево является самостоятельным предприятием, а "Сибирь" - только одна из авиакомпаний, которая обслуживается в нем. Кроме того, специалисты Толмачево сомневаются в необходимости строительства нового терминала. Дело в том, что и нынешние мощности аэропорта не загружены полностью. Вместо плановых 50 взлетов-посадок в день аэропорт обслуживает менее 20.

Такое немцы готовы сделать и в Новосибирске

Различаются подходы и к возможному развитию новосибирского авиационного узла. Сейчас Толмачево приступает к разработке концепции своего развития, которая заменит аналогичный документ, принятый два года назад. Прежняя концепция предусматривала привлечение в Толмачево к 2003 году не менее 10 международных грузовых транзитных рейсов на самолетах Boeing-747-400. Также должна быть обеспечена стыковка магистральных международных и внутренних линий (это позволит увеличить пассажирооборот в 1,5 раза).

Но еще год назад "Сибирь" выдвинула свой план развития. Согласно ему, аэропорт должен делать ставку не на транзитные посадки зарубежных грузовых авиалайнеров, а на увеличение объемов трансферных пассажирских перевозок со стыковкой в Новосибирске.

Сбалансировать разные устремления двух акционерных обществ собирается третья сторона - администрация Новосибирской области. Неслучайно на встрече с первым вице-губернатором Виктором Косоуровым немцы пытались выяснить главное для себя: как "увязаны" интересы авиакомпании, аэропорта и обладминистрации?

Виктор Косоуров сообщил корреспонденту "КС": "Сейчас существует стопроцентная координация всех работ по модернизации авиационного узла. Поддержка этого проекта будет всесторонняя и во всех направлениях". Обладминистрация рассчитывает, что "Сибирь" и Толмачево объективно заинтересованы в развитии друг друга и поэтому найдут общий язык. "Просто глупо отказываться от эксклюзивных отношений, которые существуют между "Сибирью" и ЕБРР, и не привлечь средства в развитие транспортного узла", - сказал "КС" первый вице-губернатор.

Директор департамента коммуникаций обладминистрации Владимир Никонов также полагает, что сейчас вся работа идет согласованно: "Мы рады любому инвестиционному предложению". По его словам, "пока нам надо ответить на главные вопросы: сколько пассажиров будет проходить через Новосибирск и насколько серьезные средства предстоит вложить в аэропорт". До решения этого вопроса обсуждать детали финансирования и собственности чиновники обладминистрации считают преждевременным. Хотя они не исключают возможности создания управляющей компании, которая будет учитывать интересы "Сибири", Толмачево и региональных властей.

Итогом визита стал протокол о намерениях трех компаний из ФРГ провести исследование возможности строительства современного авиационного комплекса в Новосибирске. К концу мая ожидается экспертное заключение....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка