О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Предложения по оптимизации

15 марта под председательством вице-премьера В. Христенко состоялось заседание Правительственной комиссии по транспортной политике. На заседании рассмотрены три вопроса: "О привлечении грузов на транссибирскую магистраль", "О мерах по оптимизации количества аэропортов, открытых для международного сообщения" и "О плане работы Правительственной комиссии по транспортной политике на 2002 год".

По второму вопросу с докладом "О мерах по оптимизации количества аэропортов, открытых для международного сообщения" выступил первый заместитель министра транспорта России Алекасндр Нерадько.

В настоящее время, как сообщил Александр Васильевич, открыто открыто для международного сообщения 69 аэропортов (из них 2 запасных - Анадырь, Нерюнгри; 1 открыт для разовых полетов - Проведения Бухта), а также имеются распоряжения Правительства Российской Федерации на установку пунктов пропуска в аэропортах и на аэродромах Быково, Нижневартовск, Калуга (Грабцево), Кызыл, Ермолино, Таганрог-Южный, Остафьево, Чкаловский.

До 1992 г. шло постепенное формирование системы международных аэропортов. Получение аэропортами прав на обслуживание международных рейсов происходило по мере превращения отдельных регионов в крупные индустриально развитые центры с мощным промышленным потенциалом и развитыми международными связями. Формировавшаяся вокруг этих аэропортов инфраструктура была способна полностью удовлетворить потребности не только самих регионов, но и прилегающих к ним территорий. Все эти аэропорты в настоящее время являются аэропортами федерального значения.

Международные пассажирские перевозки в период 1993-2000 гг. имели тенденцию к росту с одновременным сокращением международных пассажирских авиаперевозок в страны СНГ при их росте в дальнее зарубежье.

Рост международных авиационных перевозок грузов в период 1993 -1997 гг. сменился резким уменьшением на 23 процента грузопотока в 1998 г. и относительной стабилизацией в 1999-2000 гг.

Вместе с тем количество аэропортов России, открытых для международных полетов, увеличилось с 1993 г. по ноябрь 2001 г. более чем в 2 раза (с 33 до 69).

Далее первый заместитель министра сказал, что анализ степенизагруженностиаэропортов России, допущенных к выполнению международных авиаперевозок, показывает, что их совокупные мощности значительно превышают потребности регионов в международных авиаперевозках. В 20 аэропортах (33 процента) в среднем выполняется 1 и менее вылетов в неделю.

По итогам 2000 года было принято и отправлено за год 50 тыс. пассажиров и более только в 16 аэропортах (24 процента от общего количества международных аэропортов). На эти аэропорты приходится 96 процентов всего объема международных пассажирских перевозок. Более 95 процентов объема грузовых перевозок осуществляется в 10 аэропортах (14 процентов от общего количества международных аэропортов).

В 13 аэропортах (Анадырь, Благовещенск, Братск, Иванове, Курск, Нерюнгри, Орск, Проведения Бухта, Псков, Радужный, Улан-Удэ, Чита, Элиста) в течении двух лет (1999-2000 г.г.) перевозки пассажиров и грузов на международных линиях вообще не осуществлялись.

Неоправданная концентрация международных аэропортов наблюдается на Северном Кавказе (Анапа, Владикавказ, Краснодар, Махачкала, Майкоп, Минеральные Воды, Нальчик, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь), в некоторых зонах Поволжья (Казань, Нижнекамск, Уфа, Ульяновск, Саратов, Самара) и Западной Сибири (Абакан, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новосибирск). В указанных регионах некоторые международные аэропорты расположены на расстоянии до 500 км от узловых международных аэропортов.

В последние годы увеличение количества международных аэропортов произошло за счет использования для международных авиаперевозок аэродромов государственной и экспериментальной авиации.

Так в московской воздушной зоне расположены три аэропорта гражданской авиации и два аэродрома государственной и экспериментальной авиации, имеющие право обслуживать международные авиаперевозки: "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково", "Тверь/Мигалово" "Раменское".

И еще одно важное положение. Согласно мировому опыту открытие международных аэропортов в пределах пятисоткилометровой зоны является экономически неоправданным. Развитие наземной сети автомобильных и железных дорог позволяет сегодня преодолевать данное расстояние в пределах 4-5 часов. При незначительном проигрыше во времени себестоимость перевозки на данное расстояние ниже стоимости доставки грузов или пассажиров авиационным транспортом.

Существующая практика показывает, что основной объем инвестиций в аэропортовые сооружения и покрытие последующих эксплуатационных расходов аэропортов, претендующих на обслуживание международных транспортных потоков, осуществляется за счет использования в первую очередь государственных ресурсов, а также средств, выделяемых субъектами Российской Федерации. При этом фактические затраты на содержание пунктов таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в международных аэропортах покрываются за счет федерального бюджета.

Отсутствие обязательного требования к аэропортам, претендующим на статус международного, в виде предварительного получения ими статуса аэропорта федерального значения, как гаранта его значимости в авиатранспортной системе страны, привело к тому, что из 69 международных аэропортов Российской Федерации аэропортами федерального значения являются только 49. При этом все сертификационные процедуры в полном объеме прошли только 34 международных аэропорта.

Анализ сложившихся пассажиро- и грузопотоков показывает, что с учетом прогнозируемой структуры спроса рынка авиаперевозок необходимо, чтобы несколько аэропортов стали основными международными узловыми центрами. Часть остальных должна превратиться в региональные (субузловые) аэропорты. Очевидно, что существенная часть пассажиров, отправляющихся из этих аэропортов, пересаживается на международные рейсы до пункта назначения в главном узловом аэропорту.

Процесс оптимизации сети международных аэропортов Российской Федерации должен носить поэтапный характер. Его основу должна составлять критериальная система оценки аэропортов, претендующих на выполнение роли международных узловых (центров) и субузловых аэропортов.

Исходя из критериев оценки предлагается на первом этапе сохранить право выполнять международные перевозки за 37 аэропортами федерального значения, сохранения в каждом из федеральных округов Российской Федерации от 3 до 5 международных аэропортов, выполняющих основные объемы международных авиаперевозок....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка