Lenta.Ru
27 июня 2013, 15:39
Загадочный тридцать пятый
Судьба нового российского многофункционального истребителя МиГ-35 наконец начала обретать определенность - Министерство обороны в ближайшее время может подписать контракт на поставку 24 таких самолетов
Разработка истребителя МиГ-35 началась в первой половине 2000-х годов, а выкатка самолета состоялась в январе 2007-го. К 2010 году было построено только три прототипа, проходивших испытания и участвовавших в различных авиавыставках. Информация о самолете на протяжении всего времени его разработки поступала скудная, с большими перерывами, и судьба истребителя долгое время была не определена. Особенно на фоне более успешной компании "Сухой", заключавшей с Министерством обороны России контракты на поставку модернизированных истребителей Су-27, Су-30 и перспективных Су-35.
МиГ-35 был создан в двух вариантах - одноместном (МиГ-35С) и двухместном (МиГ-35Д). При длине 17,3, высоте 4,73 и размахе крыла 11,99 метра максимальная взлетная масса истребителя составляет 23,5 тонны. Самолет оснащен модернизированными двигателями РД-33МК со всеракурсным управлением вектором тяги, способными выдавать тягу в 5,4 тысячи килограммов-силы и в девять тысяч килограммов-силы в режиме форсажа. Тяговооруженность МиГ-35 при нормальной взлетной массе составляет 1,03. Истребитель способен развивать скорость до 2,4 тысячи километров в час, а дальность его полета с подвесными топливными баками составляет около трех тысяч километров.
Самолет вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-1 и оснащен десятью точками подвески для авиационных ракет и бомб общей массой до 6,5 тонны. Отличительными чертами перспективного истребителя являются полностью "стеклянная" кабина пилота, радиолокационная станция "Жук-А" с активной фазированной антенной решеткой (обнаружение целей на дальности до 250 километров, сопровождение 30 воздушных объектов и одновременный обстрел восьми из них) и информационно-прицельные системы пятого поколения. МиГ-35 изначально разрабатывался в качестве замены устаревающим истребителям семейства МиГ-29.
В 2009 году, когда "Сухой" получил контракт военного ведомства на поставку 48 новых истребителей Су-35, сообщалось, что Министерство обороны в скором времени подпишет и соглашение с "МиГом" на поставку МиГ-35. При этом утверждалось, что уже к 2015 году ВВС России будут иметь в своем составе не менее двух авиационных эскадрилий, укомплектованных самолетами такого типа. Алексей Федоров, занимавший тогда пост президента Объединенной авиастроительной корпорации ("Сухой" и "МиГ" входят в ее состав), заявлял, что ведутся переговоры о поставке военным 20-30 МиГ-35.
Однако ни в 2009-м, ни в последующие годы соглашение на поставку ВВС новых истребителей так и не было подписано. Некоторые эксперты предположили, что новизна МиГ-35, представляющего собой глубокую модернизацию МиГ-29М, заставляет военных тщательнее к нему приглядываться. При этом утверждалось, что окончательно судьба истребителя будет определена после того, как ВВС Индии подведут итоги тендера MMRCA на поставку 126 средних многофункциональных истребителей. В этом конкурсе, объявленном в 2007 году, МиГ-35 конкурировал с истребителями Rafale, Typhoon, F-16IN Super Viper, F/A-18E/F Super Hornet и JAS 39 Gripen IN. В 2011 году российский самолет выбыл из тендера - индийцы остались недовольны работой его двигателей и радиолокационной станции. Крупный заказ на МиГ-35 со стороны Индии позволил бы увеличить серийный выпуск самолета, а значит, и существенно снизить цены на конечную продукцию для российских вооруженных сил.
В июне 2011 года в 43 километрах от аэродрома Ахтубинска разбился истребитель МиГ-29КУБ, пилоты Александр Кружилин и Олег Спичка погибли. Разбившийся самолет принимал участие в испытаниях двухместной версии нового МиГ-35. Летом 2009 года он был переоборудован в МиГ-35Д из опытного МиГ-29КУБ, выполнил несколько полетов в этой роли, а в 2010 году самолет снова переделали в МиГ-29КУБ. Перспективы "тридцать пятого" становились все более туманными, хотя некоторого оптимизма в мае 2012 года добавил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявив о заинтересованности Астаны в самолетах типа МиГ-35.
В 2011 году начала действовать госпрограмма вооружений России, рассчитанная до 2020 года. Объем ее финансирования определен на уровне 20 триллионов рублей (плюс три триллиона на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Закупка новой разработки РСК "МиГ" была включена в эту программу. Осенью 2012 года генеральный директор "МиГа" Сергей Коротков заявил, что поставки новых многоцелевых истребителей МиГ-35 ВВС России начнутся уже в 2014 году. В апреле 2013-го во время "прямой линии" президент России Владимир Путин также пообещал скорое начало поступления МиГ-35 в войска.
Более определенной судьба перспективного истребителя стала в июне текущего года, когда Коротков объявил о готовящемся контракте с Министерством обороны России на поставку 24 МиГ-35. По оценке генерального директора "МиГа", соглашение на передачу ВВС России боевых самолетов может быть подписано уже в июне-июле 2013-го. При этом глава самолетостроительной корпорации отметил, что общая потребность российских ВВС в самолетах типа МиГ-35 оценивается в 37 единиц. Это почти в два раза меньше, чем заявленный в госпрограмме вооружений объем поставки таких самолетов - 72 единицы. Таким образом, неясно, какое же конкретно количество МиГ-35 в конечном счете примут на вооружение военные.
После распада СССР соотношение легких и тяжелых истребителей в составе ВВС России поддерживалось примерно на уровне один к одному. По данным на начало 2013 года, в активном составе российских ВВС числились 250 истребителей типа МиГ-29 и 260 боевых самолетов Су-27 и Су-30. Большинство МиГ-29, поставленных в войска еще при СССР, уже вырабатывают свой ресурс, и им требуется замена, которой и мог бы стать МиГ-35. Однако заявленное в госпрограмме вооружений количество таких самолетов заставляет предположить, что Министерство обороны решило пересмотреть соотношение легких и тяжелых истребителей в пользу последних.
С учетом уже размещенного и планируемого заказов на Су-35 (в общей сложности 96 единиц до 2020 года), а также покупки новых Су-27СМ3 и Су-30СМ количество тяжелых истребителей на вооружении ВВС России после 2020 года достигнет 390-400 единиц. При этом доля легких тактических боевых самолетов будет постепенно снижаться, если только власти не решат увеличить заказ на МиГ-35 в рамках новой госпрограммы вооружений на 2016-2025 годы, которая будет представлена президенту России в 2015 году.
Между тем крупный заказ со стороны Министерства обороны, а также старт продаж МиГ-35 за рубежом позволили бы поддержать РСК "МиГ", находящуюся в трудном финансовом положении. Портфель заказов позволяет загрузить предприятие до 2016 года. Речь идет о поставке истребителей МиГ-29 Мьянме, МиГ-29К/КУБ - Индии и модернизации индийских МиГ-29, а также приостановленном соглашении с Сирией о передаче последней МиГ-29М/М2. Кроме того, действует контракт с Министерством обороны России о передаче ВМФ истребителей МиГ-29К/КУБ. Дальнейшие перспективы корпорации туманны.
Согласно последнему опубликованному отчету компании, в 2011 году выручка "МиГа" составила 22,6 миллиарда рублей, а чистая прибыль - 1,4 миллиарда. При этом задолженность корпорации перед кредиторами превышает 45 миллиардов рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции