О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" знает, как возить дешевле

"Аэрофлот" предложил набор мер по снижению затрат перевозчиков и, как следствие, удешевлению билетов. Самые важные предложения требуют изменения законов

"Аэрофлот" предложил набор мер по снижению затрат перевозчиков и, как следствие, удешевлению билетов. Самые важные предложения требуют изменения законов

На совместном выездном заседании комитетов Госдумы по транспорту и по экономической политике компания "Аэрофлот - российские авиалинии" предложила ряд мер по сокращению расходов авиакомпаний и удешевлению авиаперевозок. Несколько пожеланий озвучили и представители Минтранса. Ранее о своих подходах к решению проблемы заявляли как правительство России, так и отдельные отраслевые сообщества.

Способы снижения цен предлагались и предлагаются самые разнообразные: от растиражированных идей о невозвратных тарифах и о привлечении иностранных пилотов до строительства скоростных рулежных дорожек в аэропортах. В итоге, мер, способствующих снижению стоимости авиабилетов, оказалось намного больше тех, что предложены в ранее утвержденной правительством "дорожной карте" развития конкуренции.

10% на возврате

Руководство "Аэрофлота" считает, что максимальной экономии можно достичь как раз за счет введения невозвратных тарифов. По подсчетам перевозчика, такая система позволит удешевить билеты на 10%. Согласно статистике Минтранса, в прошлом году авиакомпании недополучили 36,8 млрд рублей из-за необходимости возвращать стоимость билетов пассажирам, в последний момент решившим отказаться от полета. Таким образом, авиакомпании возвращают пассажирам 8% от выручки. Эти данные приводились в пояснительной записке к проекту закона "О невозвратных тарифах", который министерство направило на рассмотрение в правительство в конце апреля текущего года. В том же документе было сказано, что не имея права продавать билеты по невозвратным тарифам, авиакомпании закладывают в стоимость перевозки суммарно дополнительные 22,7 млрд рублей.

Ранее эксперты выражали сомнения, полагая, что практика "невозвратных" билетов даст значительный эффект. Комментируя принятый российским правительством план развития конкуренции в авиационной отрасли, специалисты говорили, что доля расходов, приходящихся на "невозвратные" билеты, а также обязательства кормить пассажиров и бесплатно возить багаж, не превышает в среднем 5% от себестоимости перевозки. Экспертное сообщество выразило мнение, что данные меры необходимы в деле создания низкобюджетных перевозчиков, но остальным авиакомпаниям погоды не сделают. Скорее стоит говорить о том, что предложенные новации позволят сократить стоимость самых дешевых авиабилетов, в то время как средняя стоимость перевозки существенно не снизится. Вышеупомянутым планом предусмотрено, что эти меры могут быть приняты в России в течение 2013 года.

Без НДС по регионам

Еще одно предложение "Аэрофлота" - отмена НДС при полетах внутри России. По мнению компании, это позволит пассажирам сэкономить на билетах до 7%. С пользой такой меры соглашаются эксперты и другие авиаперевозчики. Когда в 2011 году предложение уменьшить или обнулить НДС на внутрироссийские перевозки звучало на уровне правительства, снижение стоимости авиабилетов оценивалось в 10-12%. Союз транспортников России предлагал если не обнулить, то хотя бы снизить ставку НДС.

Правда, по ранее озвученной оценке заместителя генерального директора ИК "Регион" А.Ходоровского, это не принесло бы заметной пользы. "Снижение НДС с 18% до 10% практически ничего не даст. Даже при обнулении налога стоимость билета снизится не более чем на 4-5%", - считает он. Но в "дорожной карте" развития конкуренции такого пункта до сих пор не предусмотрено, равно как и в решении, принятом депутатами Госдумы по результатам прошедшего заседания.

Экономия пахнет керосином

До 5%, считают в "Аэрофлоте", можно сэкономить за счет регулирования цен на авиа-ГСМ и услуги по авиатопливообеспечению. Выступая с докладом на заседании комитетов ГД, генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев отметил значительную разницу в стоимости топлива в столичных аэропортах и в отдаленных регионах.

По результатам проведенного заседания депутаты решили рекомендовать правительству развивать биржевую торговлю топливом. В частности, предлагается обязать нефтяные компании продавать на бирже до 30% авиационного керосина от общего объема собственного производства, а также запретить адресные сделки на бирже. Рекомендуется также ввести госрегулирование начальной биржевой стоимости авиационного керосина "на основании средневзвешенной цены товара-представителя (дизельного топлива) за минусом величины акциза на дизельное топливо". Меры по регулированию цен на топливо, кстати, также отсутствовали в "дорожной карте", хотя экспертное сообщество заявляло о важности таких мер.

Союз транспортников считает, что на авиационном топливе перевозчики мигли бы экономить до 25%, что, в свою очередь, сократило бы расходы компаний на региональные перевозки на внутренних линиях на 7,5%. Согласно предложениям Союза, для этого нужно законодательно ограничить суммарную посредническую маржу и обеспечить участникам рынка возможность закупать авиатопливо напрямую. Развитие биржевой торговли авиатопливом и альтернативных ТЗК также способствовало бы снижению цен. Комментируя предложения Союза, эксперты отмечали, что топливо в России дешевело "разве что случайно", а возможность попасть в аэропорт альтернативному ТЗК никто не ограничивает, но если где-то по-прежнему нет конкуренции, значит, работа там не выгодна. Представители ТЗК, со своей стороны, выражали опасения, что приход на рынок новых игроков отрицательно скажется на безопасности технологических процессов.

Отрегулировать что только можно

Еще 3% экономии, по мнению авиакомпании, дало бы сдерживание роста цен на аэропортовые услуги за счет изменения норматива рентабельности этой деятельности и контроля за снижением себестоимости обслуживания. В целях снижения расходов авиакомпаний на обслуживание замминистра транспорта России Валерий Окулов предложил увеличить долю регулируемых тарифов на услуги, оказываемые в российских аэропортах. "Наше предложение - увеличить количество регулируемых тарифов", - сказал В.Окулов.

Федеральной службой по тарифам в настоящее время регулируется около 10% от общего числа аэропортовых сборов, остальные устанавливаются оператором порта самостоятельно. В последние годы быстрее других, по словам замминистра, растут тарифы, связанные с обеспечением авиационной и транспортной безопасности. А на втором месте как раз нерегулируемые тарифы. В качестве примера В.Окулов привел аэропорт Сочи, где, по данным ведомства, за последние три года регулируемые тарифы увеличились на 6,5%, в то время как рост нерегулируемых составил от 190% до 600%.

Впрочем, с такой оценкой не согласилась компания-владелец сочинского аэропорта "Базел-Аэро". По ее данным, рост регулируемых и нерегулируемых тарифов в аэропорту в период с 2010 по 2013 год не превысил 32%. "Платежи по регулируемым аэропортовым сборам в среднем составляют 40-45% в расходах авиакомпаний на обслуживание в аэропорту, что соответствует практике, сложившейся и в других аэропортах России. Платежи за аэропортовые услуги, не подлежащие госрегулированию, составляют 55-60%", - говорится в сообщении компании.

Союз транспортников ранее предлагал уменьшить аэропортовые сборы за счет организации в крупных аэропортах не только альтернативных ТЗК, но и компаний, обеспечивающих наземное обслуживание, поставку бортового питания и так далее. Но на этом предполагалось сэкономить не более 1,5-2%. "Дорожная карта" развития конкуренции в авиации призывает Федеральную службу по тарифам отрегулировать тарифы на хранение топлива и заправку воздушных судов.

С миру по проценту

Еще одной мерой, которая, как считают в "Аэрофлоте", не сократила бы расходы авиакомпаний, но помогла бы сдерживать их рост, стала бы возможность привлечения иностранных пилотов для работы в России.

"Аэрофлот" также подсчитал, что экономию от 0,5% до 2% дадут: снижение расходов на продажу билетов за счет уменьшения комиссионных агентам, внедрение новых технологий бронирования перевозок, оптимизация расходов на связь, снижение затрат на питание пассажиров и их регистрацию (за счет увеличения доли саморегистрации). Про выгоду от активно обсуждаемой сегодня возможности взимать плату за провоз багажа в статистике от национального перевозчика ничего не сказано, хотя в принятой ранее "дорожной карте" эта мера фигурирует.

Таким образом, по логике "Аэрофлота", можно сократить стоимость авиабилетов примерно на 30%. Депутаты комитетов по транспорту и экономической политике решили всецело поддержать начинания национального перевозчика в этом деле. "Аэрофлот", в свою очередь, заявил, что если законодатели успеют принять нужные решения до конца 2013 года, то в начале 2014 национальный перевозчик сможет создать дочернюю компанию, специализирующуюся на низкобюджетных перевозках, то есть обещанного лоукостера. Об этом заявил В.Савельев: "Компания готова создать лоукост-подразделение в первой половине 2014 года, если Государственная Дума до конца текущего года примет ряд законодательных поправок, позволяющих авиакомпаниям снижать себестоимость перевозки". По его словам, в настоящее время компания уже ведет подготовительные работы. В частности, подбираются управленцы для нового перевозчика, ведутся переговоры с поставщиками самолетов. Гендиректор "Аэрофлота" пообещал также, что лоукостер будет эксплуатировать новые самолеты. В "Аэрофлоте" рассчитывают, что новая авиакомпания выйдет на окупаемость через два года после начала ее работы.

В итоге из предложений "Аэрофлота" следует, что экономия, достигаемая за счет самых популярных мер вроде взимания платы за питание и багаж, а также привлечения иностранных пилотов, далеко не самая значимая для авиакомпаний. Куда большего эффекта можно добиться за счет снижения НДС и урегулирования отношений перевозчиков с топливозаправщиками. Но первое вообще не прописано в правительственных рекомендациях по снижению стоимости авиабилетов, а по вопросам обеспечения топливом суждения экспертов, представителей госорганов и участников рынка крайне противоречивы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка