О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Консультанты сдали МАУ Путину

Президент России В.Путин 3 июля провел совещание, посвященное развитию аэропортов Московского авиационного узла

Президент России Владимир Путин 3 июля провел совещание, посвященное развитию аэропортов Московского авиационного узла. По данным информагентств, консорциум независимых консультантов во главе с юридической компанией Vegas Lex, призванный проработать варианты, альтернативные созданию государственной компании, нашел целесообразным все-таки передать столичные аэропорты под управление госкомпании. Правительство, в свою очередь, предложило передать аэропорты в частную собственность и развивать аэродромную инфраструктуру на основе концессии с привлечением средств пенсионного фонда.

Согласно предложениям консультантов, государственные активы "Внуково" и "Шереметьево" могут быть консолидированы под управлением госкомпании. Сейчас государство владеет 74,74% акций "Аэропорта Внуково" и 25% + 1 акция "Международного аэропорта Внуково", 83,04% акций "Международного аэропорта Шереметьево". Госкомпания, в свою очередь, получит полномочия развивать инфраструктуру на основе концессионных отношений с заинтересованными компаниями.

Министерство транспорта России еще летом прошлого года выступило с инициативой объединения московских аэропортов. Авторы документа посчитали, что создание управляющей компании позволит привлечь зарубежных инвесторов — гарантией станет имя управляющей компании, международный опыт и возможность сотрудничества с серьезными финансовыми партнерами. Такая схема предполагала сокращение внутренней конкуренции между тремя аэропортами, что, якобы, повысило бы их привлекательность для инвесторов. Против реализации такой схемы тогда выступал единственный частный московский аэропорт "Домодедово", не находя в этой идее очевидных плюсов для себя.

В принципе, сама идея привлечь независимого консультанта для решения судьбы МАУ возникла в связи с необходимостью проработать возможные проекты, альтернативные созданию госкомпании. Советников выбрали в рамках конкурса, проведенного "Дирекцией Московского транспортного узла". Тогда представлялось, что эксперты должны выполнить сравнительный анализ разных вариантов дальнейшего использования и развития объектов аэродромной инфраструктуры, находящихся в госсобственности, и идея создания госкомпании рассматривалась лишь как один из вариантов. В качестве альтернативы предлагалось рассмотреть возможности аренды имущественных комплексов и использования механизмов концессии. Предполагалось также, что независимый консультант проработает возможные варианты государственно-частного партнерства в деле развития МАУ.

Против идеи консолидации госактивов тогда выступали Федеральная антимонопольная служба и экспертное сообщество. Поэтому возможность принятия альтернативного варианта специалисты встретили с энтузиазмом, хотя сомнения в реалистичности такого развития событий все же были. Мнения о том, почему правительство все же решило пересмотреть подходы к развитию МАУ, тогда озвучивались разные. Одни эксперты полагали, например, что некий конкретный чиновник, которому эта консолидация была выгодна, просто потерял свой политический вес. Другие считали, что правительство нашло общий язык с собственниками "Домодедово" и ищет варианты соблюдения интересов этого аэропорта. Иные решили, что причина изменения решения лежит в экономической сфере и что практическая целесообразность все-таки взяла верх над административными "хотелками". Скептики же утверждали, что появление альтернативных вариантов еще ничего не значит, они - не большее чем дань уважения развернувшейся в профессиональном сообществе дискуссии.

Справедливости ради отметим, что информация о сегодняшнем совещании поступила крайне скудная. В Минтрансе "АвиаПорту" отказались прокомментировать происходящее, сославшись на то, что инициатором процесса была "Дирекция Московского транспортного узла", и всей полнотой информации владеют только в этой организации. В "Дирекции" пока ограничились опровержением версии, распространенной информагентствами. "Про госкомпанию разговора не было", - сказал "АвиаПорту" первый заместитель генерального директора "Дирекции" Виктор Еремин.

В информации агентства ИТАР-ТАСС, сообщившем о выводах консультантов, говорится также, что альтернативная госкомпании идея - передать аэропорты в частную собственность - должна быть выдвинута правительством России. В этом случае аэродромы будут развиваться на концессионной основе с привлечением средств пенсионного фонда, но без использования бюджетных денег.

Предполагается, что на развитие МАУ потребуется 320 млрд рублей. Ранее было заявлено, что только на строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос (ВПП) и рулежных дорожек может понадобиться 125 млрд рублей, из которых бюджет до 2015 года выделяет только 85 млрд. В случае, если финансирование обеспечить не удастся, в течение 2022-2030 годов российский ВВП недосчитается 1,46 трлн рублей, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на подготовленные консультантами документы. По имеющимся подсчетам, суммарной мощности московских аэропортов будет недостаточно уже в 2021 году, если не построить к тому времени еще один аэропорт и третью полосу в "Домодедово".

Но прежде чем вкладывать бюджетные средства в развитие МАУ, Владимир Путин хотел бы удостовериться, на что именно и куда пойдут эти деньги. А для этого, по его представлению, нужно, чтобы собственники аэропортов находились под российской юрисдикцией. "Аэропорты сегодня находятся в разном состоянии, с каждым оператором выстроены свои отношения, поэтому вопрос прозрачности структуры собственности аэропортов и планирования объема работ является особенно важным. Необходимо, чтобы все участники проектов находились в российской юрисдикции и с известными бенефициарами. Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет, в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры и за что отвечает в конечном итоге", - приводятся слова президента на официальном сайте Кремля.

Помимо этого, президент заявил, что считает недопустимым перекладывание на плечи пассажиров затрат, понесенных на развитие МАУ. "Нам нужны понятные источники финансирования, с тем чтобы в конечном итоге на плечи людей это не перекладывалось", - сказал В.Путин. В общем-то, это, по сути, ставит крест на возможности применения в столичных аэропортах одного из весьма распространенных механизмов возврата инвестиций в инфраструктуру — включении инвестиционной составляющей в аэропортовые сборы. В частности, именно такой механизм возврата инвестиций рассматривался как один из наиболее жизнеспособных, когда речь заходила о реконструкции северных терминалов аэропорта "Шереметьево".

В целом, сообщает ИТАР-ТАСС, консультанты представили президенту семь способов потратить бюджетные деньги на развитие московских аэропортов, начиная от скромного расширения пассажирских терминалов "Домодедово" и "Шереметьево" и заканчивая строительством нового аэропорта с тремя независимыми ВПП за пределами Москвы. Решение президента пока неизвестно. Сообщается только, что глава государства считает необходимым согласовать планы развития МАУ с планами Москвы и Московской области по созданию транспортной инфраструктуры: "Развитие столичного авиаузла нужно вести в тесной увязке со строительством и реконструкцией автомобильных и железных дорог, ведущих в аэропорты"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка