Коммерсантъ
4 июля 2013, 09:45
Президент разрубил авиаузел
Вчера на совещании у президента Владимира Путина было принято принципиальное решение развивать аэропорты Москвы отдельно друг от друга
Вчера президент Владимир Путин провел совещание "О развитии аэропортов московского авиационного узла" (МАУ). На нем было поддержано предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова развивать каждый аэропорт самостоятельно и сделать их полностью частными (см. "Ъ" от 28 июня). В Шереметьево и Внуково компании с госучастием будут консолидированы с частными, работающими в аэропортах, в том числе с ТЗК. Это нужно, чтобы центр прибыли был в одной структуре, процесс займет не меньше года, отметил министр транспорта Максим Соколов.
У государства 83,5% акций ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ), 74,7%% в ОАО "Аэропорт Внуково" (терминал А) и 25% плюс 1 акция в ОАО "Международный аэропорт Внуково" (терминал В). По предварительным оценкам, консолидация приведет к сокращению доли государства в МАШ до 54%, во Внуково же контроль сразу перейдет к частным инвесторам. В консолидации активов в МАШ будут участвовать Аркадий Ротенберг и Александр Пономаренко, во Внуково - Лев Кветной и Виталий Ванцев.
Аэродромная же инфраструктура всех трех аэропортов, включая частное Домодедово, будет выведена из контролирующих их сейчас ФГУПов напрямую в распоряжение Росимущества. В дальнейшем эти активы планируется отдать в концессию операторам аэропортов. Так правительство хочет решить проблему дефицита средств на развитие МАУ, который оценивается в 220 млрд руб. При этом государство может выдать концессионерам долгосрочные кредиты из пенсионных накоплений на 20-30 лет под ставку "инфляция плюс 1%". Частично дефицит может быть погашен за счет полной приватизации аэропортов в 2016 году. Владимир Путин подчеркнул, что при этом должен соблюдаться принцип прозрачности структуры собственности аэропортов. Источники "Ъ" на рынке считают, что ремарка адресована Домодедово, которое упорно не раскрывает бенефициаров. В Домодедово на это лишь подчеркнули, что "аэропорт всегда соблюдал и будет соблюдать требования законодательства".
Но даже после модернизации три аэропорта не справятся с ростом пассажиропотока, который может составить 180 млн человек в 2030 году против 64 млн в 2012 году. "Основным ограничителем будет являться современная система организации воздушного движения. Московский воздух сможет пропустить лишь около 144 млн пассажиров",- пояснил господин Соколов. Он уточнил, что нужно рассматривать вопрос о строительстве нового аэропорта или переквалификации одного из существующих военных в соседних регионах. Рассматриваются разные точки, в том числе Ермолино в Калужской области, а также аэропорт в Клину, добавил министр.
Альтернативной схемой было создание государственного ОАО, которое получило бы и госпакеты акций во Внуково и Шереметьево, и аэродромную инфраструктуру. Проработать такую возможность еще в 2011 году поручал Владимир Путин. По данным "Ъ", Минтранс даже подготовил и направил в другие ведомства проект президентского и правительственного акта о создании ОАО "Объединенные аэропорты". Но в итоге было поддержано предложение Игоря Шувалова. Итоговую схему один из участников совещания назвал "максимально либеральной". Олег Пантелеев из "Авиапорта" считает, что при создании единой компании почти неизбежно возник бы конфликт с Домодедово, что осложнило бы и, вероятно, задержало бы в целом развитие авиаузла. По мнению эксперта, именно несговорчивость Домодедово могла стать серьезным доводом в пользу принятой концепции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 17, 2024
США увеличат расходы на лазерное оружие для борьбы с дронами
Май 17, 2024
Пограничники лондонского аэропорта "Хитроу" объявили о проведении забастовки
Май 17, 2024
В НГТУ имени Р. Е. Алексеева создали БПЛА на базе МАЗа
Май 17, 2024
СМИ: Китай, вероятно, построил первый в мире специальный авианосец для БПЛА