О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неразрубленный узел

Правительство планирует сделать московские аэропорты полностью частными, их имущество передать в ведение новой госкомпании и активно развивать московский авиаузел

Будущее Московского авиаузла (МАУ), в который входят аэропорты Домодедово, Внуково и Шереметьево, на протяжении нескольких лет обсуждали на самом высоком уровне. По оценке экспертов, к 2030 году московские аэропорты ждет настоящий аншлаг - пассажиропоток увеличится втрое, а, значит, столичные аэровокзалы будут принимать около 180 млн пассажиров ежегодно. Чтобы авиаузел мог справиться с таким наплывом и стал привлекательным для инвесторов, было решено разработать новую стратегию его развития.

После долгого обсуждения правительство решило "отпустить" аэропорты в свободный полет и сделать их полностью частными. При этом все аэродромное имущество (земельные участки, взлетно-посадочные полосы и пр.), в том числе частное, будет консолидировано и отдано в ведение Росимущества, затем в концессию, а после в управление специально созданной для этого госкомпании.

"Должно быть консолидировано имущество РФ в виде земельных участков существующих взлетно-посадочных полос, перронов, рулежных дорожек, они должны быть выведены из различных ФГУПов в казну РФ и управляться Росимуществом для того, чтобы в дальнейшем передать в концессию будущим акционерам, правда уже после того, как РФ выполнит все свои обязательства в рамках действующих федеральных целевых программ", - сказал министр транспорта РФ Максим Соколов, отметив, что речь идет об обязательствах по созданию аэродромной инфраструктуры, о завершении строительства ВПП в "Шереметьево", созданию перронов и прочего. На эти процедуры, по оценке специалистов, уйдет около года.

Министр также пояснил, что таким образом весь аэропортовый бизнес, который в некоторых аэропортах разбросан по многочисленным компаниям, должен быть консолидирован, а затем введен в единое акционерное общество, которое будет создано при каждом аэропорте.

"Мы понимаем, что доля РФ уменьшится в зависимости от каждого аэропорта до определенной величины, но при этом в абсолютных значениях эта доля вырастет, потому что эти компании станут прозрачными, в том числе для потенциальных инвесторов, будущих покупателей акций этих аэропортовых комплексов, когда для этого наступит время", - пояснил Максим Соколов. Он также подчеркнул, что в процессе консолидации в состав аэропортов будут включены топливно-заправочные комплексы. По его словам, это поможет развить конкуренцию и облегчит контроль за заправкой самолетов авиационным топливом.

Отдать аэропорты в руки частников решили, в том числе, из-за нехватки бюджетных средств на развитие МАУ.

"Мы понимаем, что сегодня общая нехватка денежных средств, которые не запрограммированы в федеральной целевой программе, составляет порядка 220 млрд рублей, и эти средства мы должны будем в той или иной степени привлечь за счет внебюджетных источников", - пояснил министр. При этом он затруднился назвать общую сумму инвестиций, необходимую для развития авиаузла.

Как пояснил глава Минтранса журналистам, цифра станет известна уже после подписания всех соглашений со стратегическими инвесторами в рамках развития каждого аэропорта и привлечения внебюджетных источников для развития внешней инфраструктуры. Вероятнее всего, таких соглашений будет больше трех, поскольку одним из основных ограничителей для развития МАУ является железнодорожная и автодорожная инфраструктуры.

По оценке консультантов из компаний VEGAS LEX, Lufthansa Consulting, InfraOne, ARUP, филиала "НИИ "Аэронавигации" ФГУП ГосНИИ ГА, готовивших предложения по развитию МАУ, общий объем инвестиций составит 511 млрд рублей - из этой суммы 308 млрд рублей необходимо направить на развитие внешней наземной инфраструктуры.

Согласно отчету экспертов, объем совокупного федерального софинансирования оценивается в 151 млрд рублей, из них 90 млрд рублей - на развитие инфраструктуры. Заемное финансирование должно составить 360 млрд рублей, из них в инфраструктурные вложения составят 218 млрд рублей. Причем, для развития аэропортов будут использоваться прямые займы, выпуск облигаций, средства Пенсионного фонда, инвестиционных фондов и частных инвесторов.

Как пояснил президент РФ Владимир Путин, все это сделано для гармоничного развития московского авиаузла. Это поможет превратить московский авиаузел "в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня и сделать, чтобы он отвечал передовым стандартам глобальной индустрии перевозок".

Глава государства также подчеркнул, что все участники проекта развития московского авиаузла должны находиться в юрисдикции РФ и с известными бенефициарами.

"Это важно для того, чтобы четко понимать: кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры, - считает президент РФ. - Аэропорты сегодня находятся в разном состоянии, поэтому с каждым оператором выстроены свои отношения, поэтому вопрос прозрачности структуры собственности аэропортов и планирования объемов работ является особенно важным".

Впрочем, обособление аэропортов и консолидация аэродромного имущества - не единственные "новации", предложенные экспертами. Так, оценив рост пассажиропотока, они предложили построить в Москве еще один (четвертый) аэропорт или переквалифицировать для приема гражданских судов один из уже действующих аэропортов. Поскольку в существующем составе московские аэропорты с ним не справятся.

"Основным ограничителем будет являться современная система организации воздушной системы даже при условии ее модернизации, которая завершится к 2014 году. Московский воздух может пропустить всего лишь порядка 144 миллионов пассажиров", - пояснил министр транспорта Максим Соколов, отметив, что переквалифицировать могут уже существующий аэропорт "Ермолино" (Калужская область), аэропорт "Остафьево" (Новомосковский административный округ Москвы) или аэропорт в Клину. Причем, первый вариант предпочтительнее.

Чтобы справиться с пассажиропотоком, четвертый аэропорт должен обладать двумя взлетно-посадочными полосами и терминалом в 350 тыс. кв. м. По расчетам компании "Московский авиационный узел", проект должен быть реализован к 2024 году, а окончательно завершить строительство (ввести дополнительный терминалы) нужно до 2029 года.

Кроме того, компания рекомендует к 2018 году построить 200 тыс. кв.м. терминальных площадей в "Домодедово", к 2019 году проложить одну независимую ВПП на 188 тыс. взлетно-посадочных операций в год, а к 2022 году ввести в эксплуатацию еще 250 тыс. кв.м. терминальных площадей.

Аэропорту "Шереметьево" также потребуется расширение: к 2022 году нужно будет ввести в эксплуатацию 150 тыс. кв.м терминальных площадей.

Все это позволит увеличить пропускную способность аэропортов до 149 млн человек в год. А единственный аэропорт, который пока избежит модернизвции - аэропорт "Внуково", пропускная способность которого, по оценкам специалистов, достигнет своего предела только к 2030 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка