Московский комсомолец
9 июля 2013, 15:18
Крутое пике
У Хабаровского краевого аэроклуба им. Летчиков-героев спасения Челюскинцев ДОСААФ не было сертификата эксплуатанта гражданской авиации и лицензии на осуществление перевозок на общих условиях
По его словам, "такая деятельность является нарушением существующего законодательства". И продолжил: "Насколько мне известно, у ДОСААФ пока нет ни такого сертификата, ни тем более лицензии, которую можно получить только при наличии упомянутого сертификата".
Проблема еще и в том, что, как отметил Сергей Тихонова, самолеты ДОСААФ находятся в оперативном управлении Минобороны. То есть Ространснадзору они не поднадзорны.
Кроме того, по словам Сергея Николаевича, сегодня в гражданской авиации Дальнего Востока Ан-2 уже нигде не используют. Более того, авиационный бензин, на котором раньше работали двигатели Ан-2, в России уже давно не производят. Какое горючее заливают в бак "Аннушкам"?
- Ан-2 прошел ремоторизацию, и работал не на авиационном, а на автомобильном топливе марки АИ-95, - пояснил нам КВС Ан-2 Александр Дорохов.
Однако эксперты говорят, что летом предел такого топлива - плюс 28 градусов, иначе начинается перегрев движка. Не из-за топлива ли заглох двигатель старенькой "Аннушки"?
Напомним, в пятницу, 28 июня, около 11 часов утра, примерно в 12 километрах от Хабаровска совершил аварийную посадку на лесополосу ДОСААФовский Ан-2. Это был коммерческий рейс. Ан-2 должен был доставить в таежный Тернейский район Приморья пятерых VIP-пассажиров с их поклажей, а через пару дней забрать обратно. Но рейс оборвался едва начавшись. Вынужденная посадка вышла жесткой.
Из семи человек, что были на борту Ан-2, пятеро попали на больничные койки. Сама "Аннушка" восстановлению не подлежит. На многие вопросы, что возникли сразу после ЧП, ответы стали известны уже к вечеру. В тот же день сообщили и о причине аварийной посадки - отказ двигателя, и о возбуждении уголовного дела. Казалось бы, все ясно, вопросов больше нет. Однако это не так. Инцидент с Ан-2 вызывает множество других вопросов. Они касаются не только этого конкретного неудачного полета, но и всех ему подобных, которые, возможно, только по счастливой случайности закончились благополучно.
Почему Ан-2, будучи почти час в полете, совершил аварийную посадку в 12 километрах от места своего взлета?
Ответ на этот вопрос дал командир экипажа Ан-2 Александр Дорохов. Планируемое время полета должно было составить 2 часа. Если добираться от Хабаровска до Самарги по воздуху, это примерно 400 километров. Однако Ан-2 долетел всего лишь до контрольной точки - поселок Сита района им. Лазо Хабаровского края (это 69 км от Хабаровска). После чего КВС Дорохов принял решение вернуться в Хабаровск. Почему?
- Почувствовали, с двигателем что-то не то, - уклончиво ответил Александр Дорохов. - Когда повернули назад, двигатель - работал. Отказ произошел за 12 км до аэродрома Хабаровск-2. Он чихнул и мы посыпались. Планировали с высоты 200 метров. Немного не дотянули до поляны, которую приметили для посадки. Правой плоскостью долбанулись в дерево, потому и травмы все в основном справа. Нас развернуло на 180 градусов, и самолет носом воткнулся в заросшую травой канаву с водой.
Канава, как потом выяснилось, - речушка Малая Сита. Это из-за нее Ан-2 оказался в той позе, из-за которой некоторые журналисты решили, что биплан как-то умудрился чуть ли не спикировать на землю.
Командир воздушного судна (КВС) Дорохов именно почувствовал, а не установил по приборам, что с двигателем возникнут проблемы. Но в этом нет ничего странного. Он "двоечник" с солидным стажем, налетал на Ан-2 более 10 тысяч часов. Возможно, его профессиональное чутье и спасло от более тяжких последствий. Во всяком случае, если бы Ан-2 совершил аварийную посадку в глухой тернейской тайге, спасательная операция никак не заняла бы всего полтора часа, и была бы менее успешной для пострадавших.
На борту "Аннушки" в ее последнем полете был высший менеджмент Дальневосточной генерирующей компании (ОАО "ДГК"). КВС Дорохов только невольно подтвердил эту информацию.
- Пассажиров в списке было пятеро, - сказал Александр Иванович. - Это была группа туристов, они отправлялись на рыбалку. Все их фамилии я не помню, но старшим в этой группе был указан Богдановский.
По сведениям, это был заместитель генерального директора по сбыту ОАО "ДГК" Дмитрий Богдановский. Кроме того, на борту был и гендиректор "ДГК" Михаил Шукайлов. Среди груза, телевизионщики заметили: надувной плот, лодочный мотор, удочки.
- Они собирались сплавляться по горной реке, - рассказал Дорохов. - А через три дня, в воскресенье, вылететь назад, в Хабаровск. Самолет должен был их ждать на стоянке. На Самарге еще в советские времена были небольшие аэропорты, куда летали Ан-2, а потом эти авиалинии закрыли, а посадочные площадки остались. И вот мы туда периодически выполняли полеты.
Группа, получается, намеревалась провести "уик-энд": насладиться экстремальным, приключенческим или просто экологическим туризмом. А вот ДАСААФ, похоже, нашло себя нишу, где оказывает коммерческие услуги. Однако насколько законна уже эта деятельность - тоже большой вопрос.
Открытым остается и самый главный вопрос: насколько сегодня безопасны подобные воздушные туры?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников