О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чужие среди своих

Минэкономразвития приступило к оценке регулирующего воздействия подготовленного Минтрансом проекта постановления правительства, согласно которому российские авиакомпании смогут привлечь в штат иностранных пилотов

Минэкономразвития России приступил к процедуре оценки регулирующего воздействия подготовленного Минтрансом проекта постановления правительства, согласно которому российские авиакомпании смогут привлечь в штат иностранных пилотов. Квота для всей отрасли составляет 200 специалистов в год, возможность найма экспатов сохранится пять лет. Эта вынужденная мера позволит справиться с дефицитом летного состава в краткосрочном периоде и обеспечит возможность подготовить необходимое количеств российских специалистов.

Министерство экономического развития Российской Федерации начало оценку регулирующего воздействия подготовленного министерством транспорта проекта постановления правительства, определяющего порядок привлечения на работу в российские авиакомпании иностранных командиров воздушных судов. Соответствующее объявление размещено на сайте ведомства 8 июля 2013 года.

Болезнь и лекарство

Дефицит летного состава на российском рынке коммерческих авиаперевозок сложился по ряду причин. Одна из основных - недостаточный выпуск пилотов учебными заведениям гражданской авиации. Так в прошлом году летные училища выпустили около 800 пилотов, в 2013 году выпуск составит примерно 925 человек. При условии сохранения набора в учебные заведения гражданской авиации на уровне 2013 года, прогнозируемый выпуск достигнет 1080 человек в 2017 году. При этом необходимый объем набора персонала - 1200 пилотов в год по оценкам правительства, и более 2100 - по оценкам авиакомпаний. Однако если по вторым пилотам ситуация сейчас не критична - учебные заведения позволяют закрывать потребности перевозчиков - то по командирам воздушных судов (КВС) наблюдается существенная нехватка специалистов. С одной стороны, период подготовки КВС достаточно длителен, в то время как сегодня происходит достаточно активный выход на пенсию командиров, подготовленных еще в советские времена.

Согласно проекту, квота будет действовать максимум пять лет, и нанять пилотов можно будет только до конца этого срока. В перспективе отрасль сможет получить до 1000 пилотов-иностранцев. Кроме того, в Минтрансе рассчитывают, что за время действия программы многие вторые пилоты авиакомпаний, дефицита в которых нет, смогут получить квалификацию командиров воздушных судов, за счет чего острота проблемы будет снижена. Программы же подготовки вторых пилотов до уровня КВС сокращаться не будут.

Существенный приток командиров воздушных судов позволит снизить рабочую нагрузку на авиационный персонал, тем самым снизив риски, связанные с переутомлением пилотов. С другой стороны, допуск иностранных специалистов приведет к росту конкуренции на рынке труда. Это станет плюсом для авиаотрасли: не секрет, что конкуренция способствует повышению требований к квалификации и влечет за собой снижение завышенных, как считают многие эксперты, зарплатных ожиданий летного состава.

Документ планируется утвердить уже в этом году одновременно с федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части снятия ограничения на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов). Приступить к набору кадров из-за рубежа предполагается уже в конце осени-начале зимы текущего года.

Лидеры полностью выберут квоту

Согласно проекту постановления, исполнение его положений возложено на Росавиацию, которая будет ежегодно собирать заявки от авиаперевозчиков. В них должно быть указано, какой кадровый дефицит сложился в компании и для каких типов воздушных судов необходимы командиры. Всего российские авиакомпании смогут привлечь 200 пилотов в год. В случае, если количество заявок будет выше квоты, пилоты будут распределены по авиакомпаниям в зависимости от объемов бизнеса. Если же квота полностью выбрана не будет, "остатки" перейдут на следующий год.

Вероятность того, что квоту выбрать не удастся, мала. Уже сейчас многие пилоты из стран СНГ и бывшего СССР интересуются возможностью работы в России. Как ранее говорила "АвиаПорту" генеральный директор компании AviationCV.com Скайсте Книзайте, после снятия запрета кандидаты в списке появятся буквально со всего света. Но, на ее взгляд, наибольшие перспективы будут у русскоговорящих пилотов.

Предполагая, что выделенная квота будет не просто полностью выбрана, но и окажется недостаточной, представители отраслевого сообщества настороженно относится к предложению распределения пилотов в зависимости от масштаба бизнеса авиакомпаний. "В сегодняшней редакции закон направлен на помощь крупным компаниям", - считает независимый эксперт Андрей Крамаренко. Он также обращает внимание на то, что вновь создаваемые авиакомпании, вероятно, не смогут принять на работу КВС в рамках этих квот - из-за их нулевого объема бизнеса на старте.

В то же время для региональных авиаперевозчиков вопрос нехватки кадров на рынке труда даже более критичен, чем для крупных игроков отрасли. "Высока конкуренция среди авиакомпаний за квалифицированных пилотов, да и каждый пилот мечтает вырасти из формата региональных ВС, - сказали "АвиаПорту" в компании "Руслайн". - В связи с этим мы вынуждены поддерживать зарплаты на очень высоком уровне при небольших в сравнении с другими игроками рынка доходах". "Квота в 200 пилотов в год и распределение их по авиакомпаниям в зависимости от объемов бизнеса фактически закроют региональным авиаперевозчикам доступ к иностранному резерву кадров", - констатирует руководитель авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин.

Прогнозы положительные

Результаты оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России опубликует примерно через месяц, сообщили "АвиаПорту" в ведомстве, о предварительных же оценках говорить рано. В то же время, в отрасли ждут согласования документа. "Весьма вероятно, что закон будет принят в том виде, в котором предложен, - считает А.Крамаренко. - Несмотря на его недостатки, он поможет в какой-то мере понизить дефицит летного состава".

Стоит также напомнить, что ранее предложению транспортного ведомства дал рецензию президент России Владимир Путин. В ходе прямой линии в 2013 году он отметил, что практически во всех рыночных странах разрешен прием на работу иностранных пилотов. Исключение составляет Россия, где это запрещено Воздушным кодексом. Точнее, пока запрещено....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка