АвиаПорт.Ru
17 июля 2013, 15:37
"Бизнес получается лишь на очень больших оборотах"
О специфике онлайн-продаж "АвиаПорту" рассказал основатель сервиса Aviasales.ru К.Калинов
- Как вы оцениваете насыщенность рынка метапоисковиков и уровень конкуренции на этом рынке?
- На сегодня в России представлены все ключевые проекты, так что игроками рынок более чем насыщен. Кроме того, раз в неделю появляются новые сервисы. Выбор у пользователя точно есть. В связи с этим разворачивается конкуренция за удобство и полноту предоставляемых услуг.
- Может ли сегодня стартап завоевать заметные позиции, насколько серьезные инвестиции требуются для захода на рынок метапоиска?
- Выходить на рынок сегодня - значит приводить с собой несоизмеримо большие инвестиции и технологические решения, чем два года назад. Очевидно, что выход метапоискового стартапа сегодня должен быть подкреплен как финансированием, так и необычным, нишевым предложением, которое сможет обратить на себя внимание пользователей. Что касается технологической стороны дела, речь идет о работе с колоссальным количеством данных и их визуализацией. Мы получаем и обрабатываем информацию не только сотни онлайн трэвел агентствами (OTA), но и от множества сторонних провайдеров. Все это делается для того, чтобы у пользователя было максимум вводных для принятия решения о покупке того или иного билета.
- Может ли приход крупных поисковых систем ("Яндекс", Google) или европейских игроков существенно изменить ситуацию?
- "Яндекс" уже несколько лет ищет билеты. "Рамблер" также запускал билетный проект, но в настоящий момент приостановил разработку. Планы других игроков мы комментировать не можем, но глобально многих манит самый высокий в Рунете средний чек и, конечно, какие-то движения по завоеванию рынка будут предприниматься.
-Какого роста российского рынка онлайн-покупок авиабилетов вы ожидаете в ближне- и среднесрочной перспективе?
- Специфика российского рынка заключается в том, что оффлайн у нас все еще ключевая точка продажи билетов. Особенно в регионах. Но и тут есть хорошие новости. Еще два года назад только 30 процентов продаж происходило по кредитным картам, а сейчас, например, 80. И это опять-таки самый высокий процент проникновения электронных платежных средств в Рунете.
- В чем отличие динамики роста рынков центрального и остальных регионов России?
- Мы находим дешевые авиабилеты, но есть ли на конкретном направлении авиакомпания с этими самыми дешевыми билетами - это вопрос Росавиации. До тех пор, пока жителям Омска нужно стыковаться в Москве, чтобы улететь, скажем, в Корею, динамика роста региональных рынков будет существенно отставать. По своим цифрам мы видим, что регионы начинают летать чуть чаще, их больше интересуют самостоятельные путешествия. Мы видим, как формируется хаб в Новосибирске и ждем открытия нового "Пулково". Но это в любом случае вопрос не пары месяцев.
- Что предпочитают российские покупатели - более дешевые билеты или более удобные авиаперелеты?
- По нашим наблюдениям, 80% аудитории приобретает самые дешевые билеты. Стыковки, авиакомпании - это важно, но когда речь идет о цене, почти все отходит на второй план. В своей поисковой выдаче мы позволяем путешественникам настраивать результаты. Вы можете отключить пересадочные рейсы или ограничить стыковку двумя часами. Отдельно мы выделяем самые быстрые варианты перелетов. И все-таки большинство выбирает максимально экономный рейс. Безусловно, с опытом приходит понимание, что вместо 8 часовой стыковки где-нибудь в Дохе, лучше взять билет, который будет дороже на две тысячи, но избавит вас от сомнительного удовольствия ночевки в аэропорту. Но для этого надо самому провести в Дохе ночь и осознать, что никакие две тысячи не стоят холодного, пустого терминала.
- Какова динамика роста или падения объема продаж бизнес-классов?
- Уровень пассажиров бизнес-класса едва различим в общей статистике, тут люди руководствуются уже совсем другими категориями. Цена и здесь играет весьма серьезную роль. Но недавно при мне ассистент весьма значительного человека искала билеты из Венеции в Москву, говоря о том, как важны для нее настройки поиска, чтобы вылетать непременно утром, а прилетать обязательно в "Шереметьево".
- В какой момент, на ваш взгляд, тенденция роста онлайн-продаж сменится с линейного на экспоненциальный? В какой точке будет достигнут баланс между онлайн- и офлайн-покупками авиабилетов?
- Сложно ответить однозначно. Тут правильнее будет говорить об индикаторах рынка. Например, сами по себе международные пассажирские перевозки в прошлом году показали 30-процентный рост. При этом объем онлайн-продаж в части тех же самых пассажирских авиаперевозок возрос на 100%. Но даже с такими показателями на онлайн все еще приходится 10%. А в Англии, например, более половины всех путешественников используют интернет для бронирования туристических услуг. Развитие интернета и доступности информации о путешествиях, безусловно, ведет к увеличению числа пользователей и росту, о котором вы говорите. Это самые главные движущие силы.
- На чем зарабатывают метапоисковики и какова динамика их доходов?
- Маржинальность авиационной индустрии - вообще большой вопрос. Именно поэтому в Америке комиссии за проданный билет нет как таковой. Деньги делаются на апсейле отелей, страховок, машин. В нашей ситуации речь идет о двух моделях сотрудничества с ОТА или авиакомпаниями - небольшой процент за проданный билет или же фикс. И в том, и в другом случае маржинальность такова, что бизнес получается лишь на очень больших оборотах.
- Как будет развиваться рынок метапоисковиков, какими новыми функциями должен обрастать метапоисковик?
- Мы видим высокий потенциал мобильных решений. В прошлом году было запущено первое приложение Aviasales.ru для iPhone. Сейчас у нас уже пять приложений, которые обеспечивают около 20% всех продаж. Мы активно экспериментируем с социальными функциями. Facebook дает огромные возможности и новую степень открытости - планировать путешествия можно вместе с друзьями. Все это те самые точки роста, которые дают новый импульс к развитию продукта.
- Как дизайн и удобство сайта влияют на продажи авиабилетов?
- Каждый лишний клик снижает конверсию на 30%. Авторизация на сайте отрубает еще 50%. Нужно четко понимать, какие действия приводят к тем или иным результатам.
- Часто покупка через метапоисковик не позволяет пользователю понять, где конкретно он приобрел билет. Можно ли говорить о фактически сложившейся конкуренции за лояльность пользователей между метапоисковиками и OTA?
- Метапоиск - это один из источников трафика для ОТА или авиакомпаний. Одеяло перетягивается непосредственно в поиске, в соответствии с теми ценами, которые показывают агентства. И перед покупкой мы совершенно открыто предупреждаем пользователя - вы сейчас идете в агентство. Да, мы его проверили - там все в порядке, но покупать свой билет вы будете не у нас, а в совершенно другом месте. Но, как я уже говорил, люди ищут более дешевые авиабилеты, а мы делаем огромную работу - проверяем цену билетов по базам более 100 ОТА и 70 авиакомпаний, ведь ни одно агентство не может показать лучшую цену сразу по всем авиакомпаниям. То, что в самую первую очередь путешественник заходит к нам - это не перетягивание, это чуть-чуть разные сегменты. Мы работаем для путешественников, которые ищут наилучшее предложение. Хотя в итоге свои деньги пользователь отдаст именно ОТА, которые могут конкурировать друг с другом, но никак не с нами....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции