АвиаПорт.Ru
17 июля 2013, 21:19
Бег по кругу
Россия и Украина в очередной раз договорились о возобновлении производства Ан-124. Но на фоне неопределенного спроса на эти самолеты перспективы проекта по-прежнему остаются под вопросом
Производство Ан-124 "Руслан" может быть возобновлено. 12 июля на встрече в Сочи премьер-министр России Дмитрий Медведев и премьер-министр Украины Николай Азаров договорились о том, что уже в сентябре будут подписаны документы об организации совместного предприятия по строительству самолета, заявил журналистам вице-премьер Украины Юрий Бойко. "Было принято решение о создании совместного предприятия по строительству самолета Ан-124 "Руслан", - рассказал Ю.Бойко. - Мы получили поручение от премьер-министров обеих стран о подписании учредительных документов уже в сентябре на заседании украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества". Он отметил, что Ан-124 является уникальным самолетом, а работа по этому проекту даст толчок дальнейшему развитию российско-украинского сотрудничества в авиационной отрасли.
Как сообщил "АвиаПорту" источник в отрасли, сборка воздушных судов будет осуществляться на заводе "Авиастар-СП". Завод сохранил все компетенции, необходимые для возрождения проекта. "Авиастар" имеет соответствующие производственные мощности, позволяющие выпускать три самолета в год, а в настоящее время предприятие выполняет работы по глубокой модернизации парка Ан-124 как в рамках гособоронзаказа, так и по договоренностям с коммерческими эксплуатантами.
Однако вопрос того, как будет организовано совместное предприятие, пока не проработан, договоренность, скорее, рамочная, чем близкая к реализации. На самом деле, чтобы организовать серийное производство воздушных судов, необходимо решить еще множество вопросов.
Сроки возобновления производства воздушных судов тоже пока не очевидны. Если в 2011 году обсуждался вопрос о том, что первый обновленный Ан-124 должен быть собран уже в 2014 году, то сейчас, по оценкам игроков рынка, с учетом всех подготовительных процедур производство сможет начаться не раньше 2016-2018 годов. Вопрос упирается и в запросы российского военного ведомства, которое не видит необходимости обновлять парк "Русланов" как минимум до 2016 года. "Однако стоит помнить о том, что к переговоры с ГП "Антонов" по всем проблемным вопросам надо продолжать, убеждать их, дальше оттягивать сроки нельзя, иначе можно потерять машину навсегда, ведь ресурс летной годности заканчивается у всех существующих Ан-124 в 2030 году, и если проект будет откладываться, от этого не выиграет никто, ни Украина, ни Россия", - заявлял ранее первый зампред правительства Ульяновской области Александр Пинков.
Эксплуатацию можно продлить за счет модернизации воздушных судов, однако это не решит вопроса их соответствия временным реалиям и требованиям воздушных законодательств развитых стран. Пока предполагается, что этот вопрос будет решен в результате возобновления производства "Руслана". Производимые в Ульяновске воздушные суда пройдут глубокую модернизацию: на них будут внедрены "стеклянная" кабина экипажа, авионика и системы нового поколения, маршевые двигатели с автоматизированной системой управления FADEC. Однако окончательные требования к этим самолетам еще не сформулированы.
В существенную коллизию здесь вступают интересы гражданской и военной отраслей. Минобороны уже представило свое видение облика воздушного судна. Но военные требования традиционно имеют значительные расхождения с гражданскими, прежде всего это касается комплекса радиосвязи, систем навигации, а также численности и состава экипажа. "Текущие требования военного заказчика не в полной мере учитывают мировые тенденции и перспективные требования ИКАО, вопрос же коммерческого заказа на самолеты в том техническом лице, которое будет запускаться на ЗАО "Авиастар-СП", остается под вопросом, так как приобретать самолеты, которые заведомо не будут отвечать перспективным требованиям ИКАО, а значит, не смогут эксплуатироваться на международных воздушных линиях, является ошибкой" - рассказал "АвиаПорту" источник в компании "Волга-Днепр".
Важнейшим фактором является унификация производства военного и гражданского вариантов самолета: "Авиастар-СП" не сможет "поднять" сразу две модели. При этом в представительстве ГК "Антонов" агентству "АвиаПорт" сообщили, что потенциальные коммерческие эксплуатанты воздушных судов так и не представили разработчику свое виденье того, каким должен быть облик самолета. "Пока не ясно, кому их представлять", - парируют в "Волга-Днепре".
Наиболее же критичным остается вопрос финансирования программы. По оценкам Ernst & Young, на подготовку возобновления производства Ан-124 требуется около 4 млрд рублей, "Объединенная авиастроительная корпорация" называет иную сумму - 20-30 млрд рублей с учетом стоимости всех ОКР.
На сегодняшний день на "Руслан" есть 23 предварительных заказа. На 20 самолетов - от компании "Волга-Днепр", которая таким образом подтверждает серьезность своих намерений в возрождении программы Ан-124. Эти планы, как сказали "АвиаПорту" в "Волга-Днепре", все еще актуальны. Еще три самолета, как утверждалось ранее, хочет получить Минобороны РФ (сначала военное ведомство заявляло о видах на десять воздушных судов). Кроме того, существует опцион еще на 61 самолет, 20 из них - от авиакомпании "Полет". В числе возможных заказчиков, помимо российских компаний, Объединенные Арабские Эмираты, КНР и Кувейт. О намерении добавить к своему флоту три воздушных судна сообщила и дочерняя авиакомпания украинского производителя "Авиалинии Антонова".
Таким образом, потребность в Ан-124 реально существует, однако, как считают специалисты, ни в нынешнем, ни в слегка модернизированном виде этот самолет не получит высокой серийности. Министерство обороны так и не смогло определить четкий круг задач, которые должен выполнять самый грузоподъемный самолет в составе военно-транспортной авиации. Из всех эксплуатируемых министерством Ан-124 в воздух сегодня регулярно поднимается лишь небольшая доля, что говорит о невостребованности этих самолетов в войсках. Это стало причиной, по которой в конце декабря 2012 года военные заявили о нецелесообразности возобновления производства "Русланов".
Если же рассмотреть потенциальных коммерческих эксплуатантов, то, в частности, можно усомниться в возможностях авиакомпании "Полет" реализовать опцион. Дойдут ли до стадии подписания контрактов переговоры с иностранными покупателями, тоже пока нельзя гарантировать. Для "Волга-Днепра" же остро стоит вопрос целесообразности покупки. Компания получила свой парк самолетов по цене существенно ниже рыночной, и это стало залогом их окупаемости. Впрочем, как говорил на одной из конференций технический директор компании "Волга-Днепр" Виктора Толмачева, Ан-124 - "это ВАЗ-2101 в авиации": стоимость одного самолета к концу ресурса увеличивается в 18 раз. Объем же зарабатываемых "Русланом" денег ежегодно сокращается из-за увеличения стоимости летного часа, которая уже перешагнула отметку в 33 тысячи долларов. "Но новые Ан-124 станут коммерчески эффективными, если будут соблюдены требования "Волга-Днепра" как эксплуатанта", - сообщили "АвиаПорту" в компании.
Следует напомнить и еще один важный момент. Разговоры о возобновлении производства Ан-124 ведутся не первое десятилетие. В марте 2005 года был даже утвержден бизнес-план проекта, а через год в рамках соответствующей программы на "Авиастаре" было решено открыть филиал АНТК им. Антонова. Однако спустя два месяца проект возобновления серийного производства был признан бесперспективным.
В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии вновь принял решение продолжить реализацию проекта, имея в виду возможное возобновление серийного производства Ан-124. В январе 2007 года было создано совместное российско-украинское предприятие ОАО "Грузовые летательные аппараты", 59% акций которого принадлежат российской авиакомпании "Волга-Днепр", 41% - украинскому ОАО "Мотор-Сич", изготавливающему авиационные двигатели. Новой компании делегированы курирующие и организаторские функции в продвижении программы по возобновлению серийного производства.
В июле 2008 года "Волга-Днепр" вновь подтвердила свою заинтересованность в Ан-124, направив в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК) заказ на поставку в период с 2011 по 2027 год сорока самолетов Ан-124. В конце 2009 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, поручил правительству предусмотреть закупку "Русланов" для военных. В декабре 2012 года Министерство обороны РФ отказалось от заказа модифицированных "Русланов" у ульяновского завода "Авиастар". В марте 2013 года ОАК снова заявила о намерении возобновить производство "Русланов" и вывести на рынок 50 машин до 2030 года.
Раскачивающийся маятник интереса к возобновлению производства Ан-124 говорит не столько о том, что самолет, как и многие другие российские проекты, является заложником политической ситуации, сколько о том, что правительства двух стран, даже не видя реальной потребности в производстве "Русланов", используют этот проект в ведении внешней политики.
Вопрос заключается еще и в том, что вокруг Ан-124 сложился весьма широкий круг госструктур, возможных производителей и разработчиков, чиновников, использующих "Руслан" как политинструмент. У всех этих организаций и персон свои интересы в возобновлении или невозобновлении программы, свое представление о том, как должен выглядеть самолет и сколько он должен стоить. Поэтому чтобы реально возобновить программу, необходимо найти влиятельного переговорщика, который сможет собрать воедино все эти запросы и привести их к разумному компромиссу. Но кому доверят эту миссию, сможет ли ее исполнить создаваемое СП - пока остается вопросом....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции