О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шума много, а беспилотников все нет

За рубежом наблюдается своеобразный бум дистанционно-управляемых и автономных систем в интересах военно-морских сил. Бурно развиваются все направления - от беспилотных летательных аппаратов (БЛА) до безэкипажных судов и роботизированных подводных систем

За рубежом наблюдается своеобразный бум дистанционно-управляемых и автономных систем в интересах военно-морских сил. Бурно развиваются все направления - от беспилотных летательных аппаратов (БЛА) до безэкипажных судов и роботизированных подводных систем.

Авиационные беспилотники, пожалуй, играют первую скрипку. Какое место здесь занимает Россия и насколько адекватны представленные российскими компаниями системы общемировому положению дел? Некоторые выводы можно сделать по итогам прошедшего в начале июля в Санкт-Петербурге Международного военно-морского салона (МВМС).

Вертолетные системы

Наиболее применимыми на флоте ввиду возможности выполнения вертикальных взлета и посадки, а также зависания над точкой являются БЛА вертолетного типа (БЛА ВТ). В классе малоразмерных аппаратов данного типа на салоне были представлены две системы, созданные на базе одной платформы, по-видимому, импортного производства. Эти системы демонстрировались на стенде питерской компании "Радар ммс". Стоит отметить, что ранее здесь можно было наблюдать целое семейство беспилотников вертолетного типа различной размерности. Корректировка линейки произошла, очевидно, благодаря ориентации на реальные потребности рынка.

Более крупными беспилотными вертолетами занимается компания "Горизонт" из Ростова-на-Дону. Здесь создается беспилотная система с 200-килограммовой машиной "Горизонт-Эйр S-100". Справедливости ради необходимо отметить, что к удаче "Горизонта" и неудаче российских инженеров, речь идет лишь о сборке в России систем австрийской компании Schiebel. Разработка БЛА, имеющего в оригинале наименование Camcopter S-100, велась в Австрии с 2003 по 2005 год. Управление может осуществляться на расстоянии до 50, 90 и 200 километров от базы в зоне прямой радиовидимости (зависит от выбранной антенны главного канала связи). Разработчики акцентируют внимание на том, что это единственный в мире беспилотник вертолетного типа, прошедший проверку в качестве БЛА палубного базирования и принятый на снабжение морскими флотами различных государств мира. В 2011 году комплекс прошел испытания и в России.

Совместный проект компаний Schiebel и "Горизонт" не случаен. Для австрийцев сотрудничество дает возможность предлагать свою продукцию на новом для них рынке. До сих пор S-100 изготавливался по заказам ОАЭ и Пакистана. "Горизонт" в течение многих лет осуществляет поставки российским силовым структурам электронного оборудования (в частности бортовых радиолокаторов), а в последние годы и систем командования и управления. О возможном развитии работ в плане локализации пока ничего не слышно. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что российские заказчики в лице Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России с закупкой этого комплекса получают, видимо, лучшую (хотя и очень недешевую) систему в данном классе из числа имеющихся в настоящий момент на рынке.

Еще один любопытный проект БЛА ВТ можно было увидеть на стенде питерской компании "Транзас". Имеется в виду привязной многовинтовой аппарат, идеологически подобный израильскому привязному БЛА ETOP, демонстрировавшемуся два года назад на московском авиасалоне "МАКС" компанией Israel Aerospace Industries. Функционально он представляет собой быстроразворачиваемую воздушную мачту - аппарат имеет практически неограниченную продолжительность полета благодаря тому, что энергия для электродвигателей поступает по кабелю с наземной станции управления.

Что касается более крупных беспилотных вертолетов, то они были представлены лишь одним аппаратом. Упоминавшаяся выше компания "Радар ммс" продемонстрировала достаточно крупный беспилотник БПВ-500, использующий в качестве базы легкий пилотируемый вертолет "Орленок". Необходимо отметить, что этот аппарат уже можно было видеть на выставках и салонах ранее. Впрочем, надо полагать, что после проигрыша в конкурсе российского Министерства обороны компании "Вертолеты России" этот проект будет вестись в вялотекущем формате в надежде на появление некоего нового заинтересованного заказчика.

К сожалению, то, как реализуются проекты создания беспилотных вертолетных комплексов холдингом "Вертолеты России", оценить на морском салоне так и не удалось. Возможно, они приберегают какие-то новинки для авиасалона "МАКС". Что ж, скоро увидим, ждать осталось недолго. Напомню, по просочившимся в СМИ около года назад данным, холдинг работает над созданием нескольких комплексов с достаточно крупными БЛА под названием "Роллер" и "Альбатрос" взлетной массой 700 и 3000 килограммов соответственно. Сопоставление с американскими аналогами показывает, что задавшие темы российские военные, по-видимому, хотели бы получить беспилотники, один из которых был бы несколько меньше начальной версии американского БЛА Fire Scout, а второй был бы близок к БЛА Fire Scout в модификации C, также известной под наименованием Fire X. Американские ВМС имеют уже более чем семилетний опыт применения БЛА вертолетного типа Fire Scout. В январе 2006 года этот аппарат впервые посажен на палубу корабля при помощи системы UCARS. Приблизительно с этого времени данные беспилотники, оснащенные новой многоспектральной системой наблюдения и бортовой РЛС для выполнения задач в любых условиях, успешно применяются в операциях по выявлению контрабанды наркотиков в Карибском регионе. Кроме того, они использовались и в военных операциях, в том числе в Ливии. В практическом плане их применение улучшает ситуационную осведомленность кораблей ВМС, а кроме того, является очередным шагом в проводимой Пентагоном работе по модернизации флота в целом.

Первоначально "Вертолеты России" предполагали пойти тем же путем, что и "Радар ммс", адаптировав под БЛА пилотируемый вертолет. Однако позднее от этой идеи отказались в пользу разработки аппаратов "с нуля" фирмой "Камов". Время покажет, было ли правильным данное решение, но замечу, что в отличие от неудачных попыток создания беспилотников самолетного типа на базе пилотируемых ЛА (например британский HERTI или российский "Луч") в области беспилотных вертолетов все не так однозначно. К примеру, тот же Fire Scout был создан на базе вертолета Schweizer, а K-MAX - на базе одноименного пилотируемого транспортного вертолета.

Самолеты-дроны

БЛА данного типа на МВМС представляли две упомянутые выше питерские компании - "Радар ммс" и "Транзас". На стенде первой из них можно было заметить мини-БЛА, ранее уже демонстрировавшийся на выставках. Аппараты подобного класса применимы с борта кораблей, но их использование ввиду малого радиуса действия существенно ограниченно.

Тем не менее в США помимо БЛА вертолетного типа в ВМС и Корпусе морской пехоты (КМП) данные аппараты активно применяются. Еще во времена проведения операции "Буря в пустыне" КМП активно использовал БЛА Pioneer, созданный на основе израильских систем Scout и Mastiff. "Пионеры" совершили тогда более 300 вылетов, в том числе с борта кораблей (при такой схеме взлет осуществлялся с использованием пороховых ускорителей, а посадка - при помощи сети). Сейчас БЛА подобного класса применяются американскими ВМС и КМП реже. Можно сказать, что с развитием технологий их место заняли более легкие аппараты, функционал которых существенно возрос. Среди них, в частности, созданные подразделением Insitu американской компании Boeing БЛА Scan Eagle и его более крупная версия Integrator.

Первая из двух систем создана еще в 2002 году. По мнению разработчиков, Scan Eagle должен был стать недорогим в эксплуатации автономным беспилотным аппаратом большого радиуса действия. БЛА изначально проектировался с расчетом на возможность корабельного базирования. Помимо оптико-электронной аппаратуры наблюдения, он может нести на борту РЛС с синтезированной апертурой.

Второй из упомянутых аппаратов линейки Boeing-Insitu - Integrator был впервые в феврале текущего года запущен с борта корабля. По данным ВМС США, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока "Меса-Верде" (LPD-19).

Увы, в России ничего близкого по своим характеристикам к данным системам нет. Полагаю: нашим военным вряд ли стоит уповать на то, что они появятся сами собой, как это произошло с некоторыми беспилотниками мини-класса, пригодными для применения в Сухопутных войсках. Можно утверждать с большой долей вероятности, что российские компании не начнут разработку подобных систем, не получив финансирования от Минобороны или хотя бы неких гарантий дальнейших закупок. Что касается больших палубных беспилотников, то при наличии в составе российского ВМФ всего одного корабля, который может быть отнесен к авианосцам, вряд ли стоит ожидать от флота положительного решения о необходимости их разработки.

Тем не менее если периодически всплывающие в прессе амбициозные декларации переоснащения российского флота и введения в его состав еще нескольких авианосцев станут реальностью, то имеет смысл изучить имеющийся в этой части зарубежный опыт. США в настоящее время реализуют программу палубного разведывательно-ударного БЛА UCLASS. В 2010 году ВМС запросили предложения предприятий авиационной промышленности по участию в программе создания палубной беспилотной разведывательно-ударной системы UCLASS. Предполагается, что опытная система будет включать четыре - шесть БЛА, способных совершать полеты продолжительностью 11-14 часов без дозаправки в воздухе. Целевая нагрузка - разведаппаратура и авиационные средства поражения. В конкурсе на финансирование по линии Минобороны США принимают участие проекты фирм Northrop Grumman, предлагающей дальнейшее развитие БЛА Х-47В, Boeing, построившей демонстратор технологий ударного беспилотного аппарата Phantom Ray, Lockheed Martin с проектом БЛА Sea Ghost и General Atomics, располагающей проектом БЛА Avenger (Predator C). Планируется, что система UCLASS в предсерийной комплектации будет готова к развертыванию на борту авианосца ориентировочно к концу 2018 года. Одним из наиболее вероятных лидеров здесь является БЛА X-47B. В середине мая БЛА впервые выполнил взлет с авианосца, а недавно совершил первую в истории посадку на палубу при помощи аэрофинишера.

Очевидно, что если слова о необходимости развития авианосного флота в России не просто риторика, то уже сегодня нужно ставить вопрос о создании палубных версий целого ряда летательных аппаратов, включая беспилотники. Что касается последних, то, по всей вероятности, здесь речь может идти о палубных версиях ударных машин, создаваемых компаниями "МиГ" и "Сухой". В силу отсутствия полноценных авианосцев важно рассматривать вопрос о компромиссных гибридных вариантах. Некоторый возможный подход к решению данной задачи на МВМС обозначила компания "Транзас", на стенде которой можно было увидеть презентацию аппарата схемы "конвертоплан" с поворотными винтами. Проект беспилотного аппарата, сочетающего возможности и самолета, и вертолета, обещает быть очень перспективным. Однако повторюсь, для успешной реализации любого проекта помимо возможностей компании необходима заинтересованность со стороны заказчиков.

Оценки

Российские военные извлекли определенные выводы из войны августа 2008 года. Тогда ВС РФ встретили ее с отсутствием беспилотников в войсках. Россия потеряла самолет-разведчик Ту-22МР (Ту-22М3Р), тогда как грузинская сторона вела воздушную разведку при помощи беспилотных средств, не подвергая угрозе жизнь своих военнослужащих. Во многом именно эта ситуация стала стимулом к более активному развитию систем БЛА, прежде всего в интересах Сухопутных войск. К счастью, подобных уроков на флоте у нас не было. Однако нынешнее положение дел с беспилотниками в ВМФ России нельзя признать удовлетворительным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка