О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китай делает ставку на самолеты дальнего радиолокационного наблюдения

В 2000-е годы Китаю удалось создать сразу три типа серийных самолетов ДРЛО — KJ-200, KJ-2000 и экспортный ZDK-03, поставленный ВВС Пакистана. Известно также о работах над прототипом первого палубного самолета ДРЛО JZY-01

Академик Инженерной академии КНР Ван Сяомо заявил в интервью "Жэньминь Жибао", что следующее поколение китайских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения может превзойти всех своих иностранных конкурентов, включая американских. Каковы перспективы китайских разработок в этой области?

Несомненно, Китай добился больших успехов в создании собственных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Первая попытка создать подобный самолет на базе устаревшего советского бомбардировщика Ту-4 была предпринята еще в конце 1960х годов, но оказалась неудачной. Зато в 2000-е годы Китаю удалось создать сразу три типа серийных самолетов ДРЛО — KJ-200, KJ-2000 и экспортный ZDK-03, поставленный ВВС Пакистана. Известно также о работах над прототипом первого палубного самолета ДРЛО JZY-01.

Известно, что все китайские самолеты ДРЛО используют радиолокационные станции с активными фазированными антенными решетками, при этом на более тяжелых самолетах KJ-2000 установлены мощные радиолокаторы с водяной системой охлаждения. На менее крупных KJ-200 и ZDK-3 используются не столь мощные радары с воздушной системой охлаждения.

Работы над самолетами дальнего радиолокационного обнаружения концентрируются в НИИ номер 38 корпорации CETC, расположенном в городе Хэфэй. Этот НИИ является крупным центром развития электроники и радиолокационной техники в интересах не только вооруженных сил, но органов общественной безопасности КНР.

В то же время, основные работы по разработке таких важных видов радиолокационной техники, как головки самонаведения для ракет "воздух-воздух" и бортовые радиолокационные станции истребителей главным образом ведутся в другом центре - Институте электронных технологий Лэйхуа.

Сам Ван Сяомо большую часть своей жизни работал в НИИ 38 с момента его основания, а с 1986 до 2001 года был директором института. Он возглавлял рабочие группы по проектированию самолетов KJ-200, KJ-2000. За проектирование непосредственно радиолокационных станций этих самолетов отвечал другой знаменитый китайский специалист по радиолокации У Маньцин. О достижениях У Маньцина говорит тот факт, что директором НИИ 38 он стал в возрасте всего лишь 36 лет, а в 44 года был избран академиком.

Обилие наград, полученных Ван Сяомо, У Маньцином и НИИ 38 говорит о том, что китайское политическое руководство и командование НОАК оценивают прогресс китайской радиолокационной техники очень высоко.

Тем не менее, выводы о "превосходстве" китайской технологии над аналогичными видами техники других стран могут оказаться преждевременными. Подобная техника слишком сложна и часто после принятия на вооружение уходят годы на устранение мелких неисправностей. При этом формально тактико-технические характеристики могут выглядеть на бумаге как уникальные.

Интересно, что статья Жэньминь Жибао о Ван Сяомо указывает, что первый случай управления истребителями непосредственно с борта самолета дальнего радиолокационного обнаружения имел место в ходе учений в Северо-Западном Китае лишь в 2012 году. При этом KJ-200 поступили в войска к 2009 году, а KJ-2000 еще раньше.

Тем самым подтверждаются предположения, которые высказывали некоторые американские специалисты о том, что до недавнего времени китайские самолеты ДРЛО всего лишь передавали данные на наземный командный пункт, который и управлял самолетами, что вело к потере оперативности управления. Такое странное положение дел может говорить о технических или организационных сложностях. Несомненно, они будут преодолены, но это потребует времени.

Для российского наблюдателя НИИ 38 интересен не только своими успехами, но и тесными связями с Россией. Во всяком случае, известно, что одно из крупных структурных подразделений института называется Центр по освоению новых российских технологий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Голос России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка