О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лоукостер "Аэрофлота": сделано в России

Российские низкобюджетные перевозчики могут вновь появиться на рынке, однако условия их работы и бизнес-модели будут существенно отличаться от их предшественников. Лоукостер "Аэрофлота" может начать работать уже в следующем году

Российские низкобюджетные перевозчики могут вновь появиться на рынке, однако условия их работы и бизнес-модели будут существенно отличаться от их предшественников. Лоукостер "Аэрофлота" может начать работать уже в следующем году, его базовым аэропортом станет "Шереметьево", а первыми направлениями - маршруты из Москвы и Санкт-Петербурга в крупнейшие города РФ, полагают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".

В четверг совет директоров крупнейшей российской авиакомпании принял решение о создании 100-процентной дочерней компании - низкобюджетного перевозчика. Это решение не стало сюрпризом - рынок ждал его давно. Российские бюджетные авиакомпании "Авианова" и Sky Express прекратили свою деятельность еще в 2011 году, да и в полном объеме их нельзя считать полноценной моделью лоукоста. При этом иностранные дискаунтеры все активнее приходят на российский рынок и работают по своим законам и правилам, что изначально ставит наши авиакомпании в менее выгодные условия.

Для реализации модели российского лоукостера в стране необходимо создать условия. Аэропорты должны быть готовы предложить таким перевозчикам более низкие тарифы, сократить время разворота самолета (между прилетом и вылетом не должно проходить более 40 минут). Лоукостерам также необходимо право продавать невозвратные билеты, взымать плату за провоз багажа, не кормить пассажиров и принимать на работу иностранных пилотов. Минтранс разработал все зависящие от него поправки и направил их в Госдуму, однако решения по ним пока не принято.

Базовый аэропорт

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев ранее говорил, что в силу отсутствия в России специального аэропорта для лоукост-перевозчиков, базовым аэропортом для новой авиакомпании станет или "Внуково" или "Шереметьево". Эксперты сходятся во мнении, что, скорее всего, выбор будет сделан в пользу "Шереметьева".

"Если тарифы обслуживания будут одинаковыми, то, конечно, "Шереметьево", - говорит аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.
 
"На рынке считается, что "Внуково" - наиболее дешевый московский аэропорт, и было бы логично базировать лоукостера в нем. "Аэрофлот" уже заявлял о факте переговоров с "Внуково" по этому вопросу. Однако недавно ФСТ согласовала повышение сборов за взлет-посадку во Внуково с 154,1 до 166,1 рублей за тонну максимальной взлетной массы, и по этому параметру "Шереметьево" станет наиболее дешевым аэропортом в МАУ - 163,5 рубля", - говорит аналитик "Региона" Алла Юрова.

В результате, по ее словам, для "Аэрофлота" может оказаться выгоднее базировать нового перевозчика в "Шереметьево". Такой выбор имеет ряд плюсов, как-то: возможность обеспечения стыковок с рейсами материнской компании, использование существующей технической базы.

"Каждый из аэропортов имеет свои преимущества, например, "Шереметьево" предпочтительнее тем, что там лучше развита логистика и более высокая пропускная способность, однако с другой стороны, во "Внуково" дешевле аэропортовое обслуживание и большие возможности для получения дополнительных слотов благодаря запуску нового терминала. Я думаю, что если речь идет о небольшой компании - то предпочтительнее будет "Шереметьево", однако если "Аэрофлот" решит сразу развивать довольно крупную компанию, что наиболее вероятно на данный момент, тогда рациональнее будет размещать ее во "Внуково", - считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.

При этом во "Внуково" есть некоторые проблемы с разворотом самолета, связанные с тем, что аэропорт обслуживает первых лиц государства, то есть обеспечить разворот за 30-40 минут, что жизненно необходимо для лоукостера, во "Внуково" порой бывает затруднительно. Лоукостер "Аэрофлота" будет эксплуатировать новые самолеты A-320 или Вoeing-737, говорил Савельев. Его предшественники "Авианова" и Sky Express эксплуатировали старые самолеты.

Маршруты

В сообщении "Аэрофлота" отмечалось, что экономичность бизнес-модели, в том числе отказ от ряда удобств, сделает возможным дисконт по сравнению с традиционными авиаперевозчиками в размере 20-40% и даже позволит конкурировать по ценам с железнодорожным транспортом.

К примеру, в типичном самолете лоукостера нет бизнес-класса, спинки кресел не откидываются, ширина сидений и расстояние между рядами совсем не такие, как привыкли пассажиры в самолетах того же "Аэрофлота". Одним словом, это будет очень аскетичный сервис.

Первые два года "Аэрофлот", говорилось в сообщении, планирует развивать наиболее прибыльные маршруты в европейской части России, постепенно расширяя зону деятельности как в российских регионах, так и за рубежом, в том числе в странах СНГ. Аналитики отмечают, что первые маршруты будут из Москвы и Санкт-Петербурга.

"Скорее всего, маршрут Москва - Санкт-Петербург, так как здесь очень сильная конкуренция даже не среди авиакомпаний, а между авиакомпаниями и РЖД (Сапсан). Возможно, что будут также направления Москва - Нижний Новгород, Москва - Казань, Москва - Краснодар и Москва - Анапа", - говорит Рожков.

Юрова отмечает, что, скорее всего, значительная часть рейсов действительно будет связана с Москвой и Санкт-Петербургом.

По словам Шенка из "Инвесткафе", первое время будут развиваться маршруты из европейских городов в обе столицы, а также внутренние рейсы между крупными городами со стабильно высоким пассажиропотоком - например, с Казанью или Новосибирском, а также, возможно, некоторые маршруты в Азию.

Конкурент "Ютэйр"

О планах создания своего лоукостера говорила также другая российская авиакомпания ОАО "ЮТэйр". Известно, что в качестве базового аэропорта планируется использовать "Ермолино" в Калужской области, однако сроки начала полетов пока не конкретизируются: в презентации "ЮТэйра" указаны 2013-2016 годы.

Жесткой конкуренции между лоукостерами аналитики пока не ожидают. "Лоукостер, даже один, может оказаться нерентабельным, если государство не пойдет им навстречу и на законодательном уровне не закрепит за ними право на скидку в определенных сервисах - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, возможно компенсация части лизинговых платежей и какие-то еще стимулирующие меры", - считает Рожков из "Метрополя".

Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк полагает, что между двумя игроками будет конкуренция, однако каждый займет свою нишу на рынке и свой сегмент пассажиров.

По его мнению, "ЮТэйр" сможет существенно сократить затраты на обслуживание в "Ермолино", так как это полностью их проект, что даст некоторые преимущества, с другой стороны расположение "Ермолино" явно проигрывает "Внуково" и "Шереметьево" в борьбе за московских пассажиров.

"Рассуждения о конкурентной борьбе будущих лоукостеров, на наш взгляд, преждевременны: компания "Аэрофлота" еще даже не создана, а вариант "Ермолино" до сих пор находится в состоянии обсуждения. В то же время "Ермолино", скорее всего, будет более дешевым аэропортом, по сравнению со "Внуково" и "Шереметьево", что может создать запас прочности для "ЮТэйр"", - считает аналитик "Региона" Алла Юрова....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка