О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проект CSeries: новая страница в истории Bombardier

Уже в начале следующего месяца Bombardier CS100 наверняка может совершить свой первый полет, который откроет новую страницу в истории канадской авиастроительной компании

Bombardier в конце июня 2013 г. перенесла первый полет нового лайнера семейства CSeries по меньшей мере на один месяц. Как пояснили в компании, такое решение было вызвано необходимостью обновления программного обеспечения, используемого на новом воздушном судне канадского авиастроителя. Небольшая пауза перед первым полетом - отличное время для того, чтобы обобщить информацию о ходе проекта.

Терпеливые клиенты

Следует отметить, что в конце прошлого года Bombardier отложила первый полет лайнера CSeries на шесть месяцев, то есть до июня текущего года. Тогда причиной задержки, по словам руководства компании, была нерасторопность поставщиков. Но, несмотря на возникающие заминки в развитии программы, Bombardier по-прежнему надеется на то, что первый самолет CSeries будет поставлен стартовому заказчику в июле 2014 г., как и планировалось первоначально.

С другой стороны, некоторые эксперты полагают, что задержки с началом летных испытаний могут негативно сказаться на успехе этих самолетов среди потенциальных заказчиков. Так Qatar Airways приступила к переговорам с Bombardier относительно возможной покупки новых самолетов еще пять лет назад, однако до сих пор перевозчик не спешит подписывать твердый контракт до тех пор, пока лайнеры CSeries не поднимутся в воздух. Как говорит руководитель Qatar Airways Акбар Аль Бакер, перевозчик хочет воочию убедиться в том, что новый самолет Bombardier будет действительно таким же эффективным, как обещали представители канадского авиастроителя.

В Bombardier признаются, что Qatar Airways является не единственным клиентом, медлящим с решением. Изначально, представляя проект CSeries, в Bombardier заявляли о высокой эффективности новых самолетов. В частности, канадцы обещали, что расходы на эксплуатацию этого самолета будут на 15% ниже по сравнению с узкофюзеляжными лайнерами Airbus и Boeing. Однако такие заявления, безусловно, нуждаются в проверке на практике, тем более что Bombardier впервые занялась разработкой узкофюзеляжных авиалайнеров, и ее достижения в этом классе пока что ничем не подкреплены.

Примечательно, что уже к сентябрю 2013 г. Bombardier рассчитывает получить окончательные цифры, подтверждающие заявленную эффективность нового лайнера, и возможно именно эти цифры подстегнут интерес к CSeries со стороны потенциальных заказчиков. Руководство канадского авиастроителя надеется на то, что к моменту начала первых поставок на самолеты CSeries будет получено 300 твердых заказов, тогда как в настоящее время в портфеле заказов компании насчитывается только 177 ед.

Но, как предполагают эксперты, многое будет зависеть от того, когда же все-таки состоится первый полет лайнера. Пока что заказчики новых самолетов Bombardier достаточно терпеливы. В течение первых шести месяцев задержки, возникших в данном проекте, были отменены заказы лишь на три самолета.

Поставщики исправляются

Тем временем, основные поставщики программы CSeries завершили необходимые процедуры сертификации систем и изделий в преддверии начала летных испытаний. В свою очередь компания Bombardier обратилась к авиационным властям Канады с просьбой разрешить начало летных испытаний нового самолета. Согласно последней информации, чиновники Департамента по транспорту Канады в настоящее время рассматривают заявление компании Bombardier, и в скором времени должны будут вынести свое решение.

Можно отметить, что 14 июня 2013 г. специалисты Bombardier завершили испытания лайнера CSeries на виброустойчивость, что является одним из главных шагов на пути к началу летных испытаний. В отличие от последних реализованных программ по созданию новых самолетов, в компании Bombardier стараются изо всех сил придерживаться намеченного графика, минимизируя любые возникающие задержки.

Единственной серьезной неприятностью в логистическом плане для канадской компании стали задержки с поставкой задней секции фюзеляжа в июне 2012 г., однако уже весной текущего года все проблемы в этом направлении были решены. Моторостроительная компания Pratt & Whitney завершила сертификацию редукторных силовых установок PW1500G на семь месяцев позже запланированного срока, но, тем не менее, двигатели уже доступны для программы летных испытаний и не являются препятствием к старту этих тестов. У экспертов возникали опасения относительно стабильной работоспособности системы электродистанционного управления (ЭДСУ), которая поставляется компанией Parker Aerospace, однако пока в Bombardier не сообщали ни о каких проблемах подобного рода. В общем, до настоящего времени программа CSeries не вызывала серьезных опасений у экспертов.

Конкуренты не дремлют

В то же время аналитики негативно высказываются о маркетинговой стратегии Bombardier относительно продвижения авиалайнеров CS100 и CS300 на рынке. В частности, еще в 2011 г. руководитель лизинговой компании Air Lease Стивен Удвар-Хази публично высказывался о том, что канадский авиастроитель назначил слишком высокую цену за свои новые самолеты. В ответ на это представители Bombardier ответили, что такая цена вполне оправданна и является платой за высокую эффективность нового авиалайнера.

Но эта эффективность пока не доказана на практике, и часть потенциальных клиентов компании предпочитают делать выбор в пользу проверенных продуктов. Так, например, руководитель лизинговой компании International Lease Finance Corporation (ILFC) Анри Купрон во время проведения авиасалона Paris Airshow 2013 подчеркнул, что причинами заказа 100 самолетов семейства Embraer E-jet E2 стали недостаточно большое количество заказчиков авиалайнеров CSeries и весомое число операторов самолетов E-jet, существующих на данный момент. На такие заявления старший вице-президент Bombardier Чет Фуллер ответил, что для ILFC главным показателем всегда являлась существующая клиентская база. При этом канадский авиастроитель ведет плодотворную работу в данном направлении и должен значительно расширить свой портфель эксплуатантов самолетов Bombardier.

Правда, во время проведения авиасалона в Ле Бурже в этом году подтверждения словам Ч. Фуллера не было, поскольку главный конкурент Bombardier на рынке региональных самолетов - бразильская Embraer - представила программу ремоторизации авиалайнеров семейства E-jet и получила на обновленные самолеты порядка 364 заказов, обязательств и опционов. При этом за пять лет с момента старта проекта CSeries канадская Bombardier получила заказы и обязательства на поставку 388 самолетов данного семейства.

Эксперты отмечают, что семейство CSeries вступает в серьезную схватку в двух соседствующих друг с другом сегментах. С одной стороны, лайнеры CS100 будут прямыми конкурентами самолетам семейства E-jet и E-jet E2 от компании Embraer. С другой стороны, модель CS300 будет конкурировать с узкофюзеляжными самолетами Airbus A319neo и Boeing 737 MAX 7. При этом аналитики подчеркивают, что по сравнению с лайнерами Airbus и Boeing самолеты CS300 оптимизированы под использование в сегменте вместимости от 125 до 150 чел. И естественно, что здесь у Bombardier будет небольшое преимущество в части затрат на эксплуатацию самолетов CS300.

Впрочем, Bombardier никогда не претендовала на захват позиций гигантов Airbus и Boeing в сегменте узкофюзеляжных авиалайнеров. Старт программе CSeries был дан за два года до того, как Airbus объявила о ремоторизации самолетов семейства A320. Вслед за Airbus через восемь месяцев аналогичное решение приняли и в компании Boeing.

Однако, несмотря на усиливающуюся конкуренцию, Bombardier по-прежнему возлагает большие надежды на самолеты семейства CSeries. В ответ на запуск проекта E-jet E2 представители канадской компании подчеркнули, что ремоторизованные лайнеры Embraer не будут прямыми конкурентами самолетов CSeries, поскольку они меньше по размерам, а использование новых двигателей и нового крыла не даст особого прироста эффективности по сравнению с совершенно новым воздушным судном.

Эксперты отмечают, что такая уверенность руководства Bombardier существует неспроста, поскольку компания за свою историю уже неоднократно оставляла скептиков ни с чем, когда ее проекты, подчас казавшиеся проигрышными, оказывались на высоте и завоевывали огромную популярность на рынке. Практически 25 лет назад Bombardier представила лайнеры CRJ100, которые фактически были родоначальниками сегмента 50-местных региональных реактивных самолетов. Иными словами, появление этих воздушных судов стало революционным шагом на данном рынке. С запуском региональных турбовинтовых самолетов Q400 в 1990-х годах Bombardier снова удалось переубедить самых отчаянных скептиков.

По мнению некоторых аналитиков, лайнеры CSeries, вероятно, смогут повторить успешную судьбу своих предшественников и в скором времени завоют должную популярность на рынке, учитывая то, что эти самолеты обладают массой новых технологий для своего сегмента. Это композитное крыло, электродистанционная система управления, секции фюзеляжа, изготовленные из новейших алюминий-литиевых сплавов, редукторные турбовентиляторные двигатели. И скорее всего, интерес к лайнерам CSeries возрастет после начала программы летных испытаний. Хотя Bombardier еще никогда не конкурировала с одним продуктом в двух разных сегментах, и не противостояла давлению со стороны Airbus и Boeing.

Обратный отсчет

Примечательно, что 18 июля текущего года специалисты Bombardier произвели первый успешный запуск силовых установок Pratt & Whitney PW1500G на самолете CS100, который готовится к предстоящим летным испытаниям. Таким образом, канадская авиастроительная компания стала на еще один шаг ближе к началу летной программы нового воздушного судна. Запуск двигателей на лайнере CS100 состоялся через два дня после того, как Bombardier запустила вспомогательную силовую установку Honeywell 131-9. Эксперты отмечают, что фактически программа CSeries уже вплотную подошла к началу летных испытаний после семимесячной задержки. В частности, на лайнере A350-900 запуск двигателей состоялся за 15 дней до первого полета, компания Boeing осуществила пробный пуск силовых установок на самолете 787-8 за 13 дней до того, как он впервые поднялся в воздух. Так что уже в начале следующего месяца Bombardier CS100 наверняка может совершить свой первый полет, который откроет новую страницу в истории канадской авиастроительной компании.

Обзор подготовлен по материалам AIN Online и Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка