О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ухабистая "дорожная карта" композитной отрасли

Правительство России утвердило "дорожную карту" развития композитной промышленности. Она призвана поддержать научные разработки и производство, увеличить объемы поставок продукции, в том числе на экспорт

Правительство России утвердило "дорожную карту" развития композитной промышленности. Она призвана поддержать научные разработки и производство, увеличить объемы поставок продукции и довести уровень экспорта современных материалов до 10% от мирового объема к 2020 году. Но композитная отрасль является зависимой от высокотехнологичных сегментов промышленности, говорят эксперты. И без привязки к развитию этих сфер программа останется лишь декларацией о намерениях.

Правительство России 29 июля приняло план мероприятий "Развитие отрасли производства композитных материалов". Он, как говорится в пояснительной записке, представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного стимулирования развития отрасли производства композиционных материалов (КМ) и изделий из них. "Ключевым приоритетом развития отрасли… является открытие массовых рынков продукции, которое сможет обеспечить ей необходимый денежный поток для запуска инвестиционных проектов и дальнейшего развития", - говорится в пояснительной записке к "дорожной карте". Основной же задачей называется увеличение производства композитных материалов с максимально высокой добавленной стоимостью на всех этапах создания продукции и расширение экспортного потенциала российских предприятий.

Для этого, как говорится в программе, необходимо сформировать современную систему исследований, обеспечивающую постоянную разработку инновационных решений и их применение путем создания новых производств. Важным фактором разработчикам программы видится и создание государственных и региональных программ по применению КМ, а также переход к учету жизненного цикла продукции.

Добиваться же поставленных задач правительство намерено в основном организационной работой. Будут определены приоритетные направления развития отрасли, изменены правила проведения конкурсов по распределению финансирования, разработаны новые методики субсидирования разработок в области КМ. Правительство также намерено разработать комплекс мер по развитию производственного аутсорсинга, экспериментальных производственных баз и инженерных центров. Плюс ставится задача привести в порядок базу стандартов и нормативов, стимулировать спрос на КМ на внутреннем рынке. Всего к 2020 году правительство разработает не менее 553 документов, восемь отраслевых программ по применению композитных материалов в смежных отраслях экономики и 20 региональных программ.

"Мы позитивно оцениваем предложенную правительством "дорожную карту", - сказал "АвиаПорту" генеральный директор холдинга "РТ-Химкомпозит" Сергей Сокол. - Мы принимали участие в ее разработке и заявили несколько ключевых проектов для отрасли. Кроме того, холдинг - активный участник рабочих групп по стандартизации продукции и материалов в сфере КМ". По его словам, в первую очередь должна начаться программа по переходу отрасли с исключительно военного применения КМ к гражданскому.

Однако не все эксперты разделяют оптимизм в отношении документа. По словам сотрудника одной из крупных компаний, работающих на рынке КМ, не совсем понятным остается, насколько программа учитывает тот факт, что композитная отрасль в первую очередь является дополняющей для высокотехнологичных секторов промышленности. Сейчас три основных участника отрасли композитных материалов - "Композит", Всероссийский Институт авиационных материалов и "РТ-Химкомпозит" - работают в основном на нужды атомной, авиационной и военной индустрии. Других видов промышленности, связанной с композитами, таких как микроэлектроника, станко- и машиностроение, высокотехнологичное медоборудование, в России по сути нет. "Эта ситуация ведет к тому, что сегодня накачивать композитную отрасль деньгами может быть намного опаснее, чем недофинансировать ее", - говорит источник "АвиаПорта".

По словам собеседника агентства, проблема заключается еще и в том, что заграничные инженерные центры оторвались от российских, и это привело к тому, что стандартизация КМ в России привязана к западной документации. И если зарубежные образцы автоматически получают сертификацию в нашей стране, российским производителям приходится пройти большой путь, чтобы выйти на внешний рынок. А это - серьезная преграда для развития экспорта.

"Таким образом, либо мы окончательно вливаемся в существующий рынок и пытаемся дотянуться до уровня зарубежных игроков, что сомнительно; либо участвуем в создании новых мировых стандартов, - говорит источник "АвиаПорта". - Этого можно добиться в инновационных направлениях, создавая так называемое третье поколение КМ". Тем не менее, и здесь необходимо четко увязывать программы по развитию отрасли композитных материалов с программами по развитию наукоемких высокотехнологичных отраслей производства. Причем не по финансированию, а по основным мероприятиям. Сейчас же, по мнению эксперта, программа выглядит как попытка крупных игроков рынка слегка снизить сроки окупаемости собственных проектов за счет госсубсидий....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка