АвиаПорт.Ru
6 августа 2013, 22:41
ИТ на службе аэропортов: от стойки регистрации до борта самолета
Увеличить пропускную способность аэровокзалов можно вовсе не наращивая площади. Главный помощник - информационные технологии, уверен генеральный директор компании "Астерос Лабс" А.Демидов
- Надо признать, что в России аэропортовая инфраструктура далеко не повсеместно соответствует требованиям времени. Более или менее благополучная ситуация в Москве и крупных городах, где реализованы масштабные проекты по реконструкции аэропортов. Но за рамками первой десятки компаний ситуация, как правило, далека от удовлетворительной. Впрочем, развитие идет достаточно интенсивно. И очень важно, чтобы вслед за строительством новых терминалов с современной инфраструктурой шло и внедрение самых современных информационных технологий, которые помогают повысить пропускную способность и эффективность обслуживания пассажиров.
Таковы тренды, наблюдаемые в различных странах мира: ежегодный обзор тенденций в авиаиндустрии, проводимый компанией SITA, указывает, что более двух третей аэропортов в мире планируют проекты по самостоятельной регистрации пассажиров, по внедрению систем класса Drop-Off (самостоятельная сдача багажа), внедрению решений Access Control (контроль доступа). Эти решения позволяют существенно сократить потребности в персонале, кроме того, появляется большая гибкость в использовании пространства.
Разрабатываемые нами продукты полностью соответствуют этим трендам. "Астерос Контакт Авиа" - система, которая уже в текущем состоянии развития значительно облегчает работу персонала аэропорта и повышает эффективность процесса регистрации авиапассажиров. Одна из важных особенностей - возможность регистрации пассажиров агентами прямо в зале, то есть без стоек регистрации. Сотрудник с планшетом и мобильным принтером может осуществить регистрацию и сразу же распечатать посадочный талон. Кроме того, в дорожной карте развития продукта предусмотрены решения по web check-in, а также контролю доступа. Все эти нововведения позволят в рамках одного решения сопровождать пассажира от момента регистрации, причем, возможно, удаленной, до посадки на борт самолета. Все, что касается пограничного контроля, контроля входа в чистую зону и т.д. - все это дополнит функционал системы уже в этом и следующем годах.
- Авиационная отрасль требует надежных решений, имеющих полную совместимость с используемыми системами регистрации. По вашим планам, в этом году должна была пройти сертификация "Астерос Контакт Авиа" ведущими разработчиками IT-решений...
- То, что наш продукт полностью соответствует современным стандартам, было подтверждено сертификацией, которая прошла в начале июня в компании ARINC. Напомню, что это один из мировых лидеров в области создания решений для авиаиндустрии.
Если же смотреть на ситуацию немного шире, мы уже подтвердили работоспособность с всеми используемыми в России системами регистрации. Теперь перед нами стоит задача сертификации со стороны поставщиков решений класса CUTE (Common-Use Terminal Equipment) - это iMUSE компании ARINC и CUTE от SITA. В компании ARINC, как я уже сказал, сертификация закончена. С SITA мы подписали договор о сертификации и планируем успешно завершить все процедуры в конце августа - начале сентября. Сейчас мы тестируем наше решение под SITA CUTE и подтверждаем соблюдение специальных требований компанией SITA к сертификации в их среде.
Если говорить о глобальном рынке IT-решений для регистраций, SITA и ARINC вместе закрывают 90% мирового рынка решений CUTE. Поэтому, получив сертификат SITA, мы фактически делаем наше решение доступным для всех аэропортов мира.
- Как вы оцениваете коммерческие перспективы продукта? Были ли подписаны сделки о его внедрении после тестовой эксплуатации?
- Первым наше решение протестировал аэропорт "Шереметьево", сейчас идет опытная эксплуатация в ряде портов, в том числе в Минеральных Водах. Безусловно, в тех аэропортах, где мы уже доказали работоспособность и эффективность нашего решения, мы рассчитываем на коммерческие проекты в самом ближайшем будущем. Пока подписанных коммерческих договоров на внедрение у нас нет. Но и учтите - это решение молодое. Для достижения зрелости, я думаю, будет достаточно одного года при соответствующей скорости разработки. Конечно, мы сталкиваемся со спецификой работы в разных аэропортах, их уникальными требованиями. Стараемся их учитывать, тем самым расширяя и обогащая функционал нашего решения.
- Вы говорили, что в будущем сделаете хронометрирование операций, сколько занимает регистрация пассажира в случае использования вашего решения, и в случае использования базовой DCS. Удалось ли это сделать?
- У нас есть предварительные цифры, но я бы сейчас не стал их озвучивать, потому что выборка данных пока не слишком велика. Статистика - такая вещь: чем больше выборка, тем правдоподобнее цифры. Но где эффект заметен сразу - это в процессе обучения агентов. Уже по нескольким опытным эксплуатациям мы можем сказать, что обучение агента работе в нашей системе, с нашим интерфейсом занимает два дня, включая сдачу тестов. Обычное обучение агента в одной DCS, занимает порядка недели. А мы уже говорили, что в крупных и средних аэропортах используется от трех до шести-семи DCS систем. Поэтому, чтобы обучить агента работе, в тех же Минеральных водах нужно потратить порядка трех недель. Экономия временных затрат - это значительный выигрыш для аэропорта, потому что не секрет, что, во-первых, есть сезонные пики, когда требуется привлечение агентов. И, кроме того, в этом сегменте занятости довольно высокая ротация кадров.
- Какие следующие модули будут внедрены в "Астерос Контакт Авиа"?
- С одним из крупных российских аэропортов мы планируем пилотный проект по мобильной регистрации с передачей QR-кода на экран мобильного телефона или другого гаджета, без использования бумажного посадочного талона.
- А когда появятся решения по сдаче багажа?
- Багаж - это отдельная тема и в наших планах эти решения есть. Более того, опять же возвращаясь к обзору SITA, более 50% аэропортов в мире планируют проекты по внедрению Drop-Off. Но проблема в том, что технология автоматизированной сдачи багажа, я имею ввиду именно бизнес-технологии, а не IT-решения, в мире не устоялась. Многое будет зависеть от того, каким будет индустриальный стандарт, с точки зрения бизнес-процессов. Известно ведь, что к организации стоек Drop-Off в разных аэропортах существует различные подходы.
Соответственно, мы не стоим в стороне и не ждем, когда это случится, активно участвуем в процессе, обсуждаем с несколькими аэропортами возможные реализации технологий. Надеемся, что мы финализируем функциональные требования к нашему IT-решению, и в ближайшее время приступим к его разработке. Поскольку эта фаза у нас занимает относительно немного времени, то рассчитываем, что к началу следующего года у нас уже будет готовое решение.
- Неоднократно всплывал вопрос относительно того, чтобы сделать технологию прохода пассажиров по аэропорту полностью безбумажной. Удастся ли решить коллизию, связанную с действующими процедурами, когда на бумажном посадочном талоне обязательно нужно поставить печать?
- Речь о полностью автоматизированном проходе пока идти не может. Но есть понимание, что в этом направлении нужно двигаться, и пилотный проект, который мы планируем, будет важным шагом в данном направлении. Он предусматривает существенное облегчение действующих процедур: скажем, проход с помощью электронного посадочного билета, размещенного на мобильном гаджете. Но это не просто замена бумажного посадочного билета на электронный. Это интеграция всех систем контроля доступа в аэропорту, с предоставлением информации о пассажире, который будет проходить все точки контроля, чтобы был единый трек, единое информационное поле. Соответственно, при успешной реализации "пилотного" проекта, его результаты могут быть закреплены в нормативных документах. Дальше последуют шаги к разработке технологии прохождения всех этих зон без участия сотрудников аэропорта.
- Когда проект может быть реализован?
- Как вы понимаете, вопрос внедрения новых технологий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, очень сложный. Он и технологически сложный, и с точки зрения подкрепления законодательными и нормативными документами. Мы надеемся, что проект стартует в этом году. Разрешение Минтранса на запуск "пилота" уже получено.
- В результате реализаций мероприятий по вашей дорожной карте, как будет выглядеть маршрут путешественника по территории терминала?
- Здесь, наверное, надо сказать и о дополнительных, смежных технологиях и решениях. Во-первых, мы видим, и это подтверждает отчет компании SITA, что сейчас большое внимание уделяется процедурам ускоренной доставки пассажира от входа в аэропорт к борту воздушного судна. Это системы класса Access Control, которые, в том числе, позволяют с использованием биометрических носителей осуществлять автоматизированный, без участия сотрудников аэропорта, проход через системы идентификации и контроля безопасности. Это мобильные решения, которые позволяют пассажиру ориентироваться как на приаэропортовой территории, так и внутри аэровокзала. И, конечно, это системы саморегистрации, включая Интернет-регистрацию, киоски, системы Drop-Off для сдачи багажа.
В идеале мы видим маршрут пассажира, скажем, от дома до борта воздушного судна, следующим образом: используя мобильные приложения, пассажир может выбрать один из возможных маршрутов до аэропорта. Вызвать такси с помощью мобильного приложения, заказать и оплатить билет, скажем, на "Аэроэкспресс", если мы говорим о Москве. Прибыть к аэропорту тем или иным видом транспорта с помощью специализированного навигационного мобильного приложения. Зарегистрироваться по пути в аэропорт с помощью мобильного приложения. Выбрать кратчайший маршрут от входа в терминал до стойки сдачи багажа. Сдать свой багаж на стойке Drop-Off, не теряя времени. А дальше с QR-кодом на своем мобильном гаджете быстро и без задержек пройти все необходимые процедуры контроля, попадания в чистую зону, паспортного контроля и так далее. И только на борту самолета придется выключить гаджет на время взлета и набора высоты....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 18, 2025
Две лаборатории контроля качества сети "Аэрофьюэлз" получили новые Сертификаты соответствия
Ноябрь 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Горно-Алтайском
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
