Голос России
23 августа 2013, 09:48
Земной пилотаж беспилотников небесных
Проблемы применения беспилотников в военных целях, где первенство принадлежит США, вызывают острые споры среди экспертов. Сейчас появился еще один аспект - американские ВВС испытывают нехватку в операторах этих аппаратов
Американцам уже мало имеющихся у них 1300 наземных операторов для беспилотных летательных аппаратов (дронов), отмечает немецкая Handelsblatt.
"Они стоят на первом месте в числе методов войны с террором, ведущейся Обамой", - пишет швейцарская ежедневная газета 20 Minuten. "С помощью дронов во всем мире уничтожаются предполагаемые террористы. И вот теперь у США возникла проблема - им не хватает "водителей" для этих адских машин смерти", - отмечает издание.
Главную причину дефицита специально обученных военных, умеющих с помощью обыкновенного джойстика убивать на расстоянии за тысячи километров тех, кто кажется обитателям пентагоновских кабинетов подозрительным, швейцарская газета видит во все расширяющемся применении молчаливых небесных киллеров.
Но у проблемы подбора исполнителей заочных смертных приговоров для подозреваемых в терроризме есть и более приземленные причины. Как говорится в докладе Брукингского института, у "земных" пилотов небесных тихоходов-убийц меньше шансов для продвижения по службе, чем у "традиционных" летчиков. В то же время требования к ним предъявляются более высокие. В том числе психологического порядка.
"Я видел, как ему оторвало правую ногу, и он истекал кровью. Кровь была горячая. Когда он умер и окоченел, краски на тепловой камере стали другими. Такими же серыми, как сама земля", - об этом эпизоде рассказал в интервью американскому агентству NBC News 27-летний оператор беспилотника Брэндон Брайант (Brandon Bryant), служивший на базе ВВС США в штате Невада. Убитый, о котором он рассказывал, находился от него в момент пуска ракеты за 12 000 километров - в Афганистане.
Как пишет цитировавшая интервью швейцарская 20 Minuten, в 2011 году Брайан окончил службу. По его словам, он утратил понимание ценности жизни и страдает сейчас посттравматическим синдромом. Перед окончанием службы его начальник дал ему список из 1626 уничтоженных им, как было сказано, террористов в Ираке и Афганистане. "Лучше бы я никогда не видел этой бумаги", - говорит Брайан.
Много ли таких, как он? Согласно данным доклада Брукингского института, 4 года назад число "земных" пилотов в общем составе ВВС США насчитывало 3,3 процента. Сегодня - уже 8,5 процента. Для повышения привлекательности этого вида службы в США в начале нынешнего года был даже учрежден специальный орден за заслуги в применении боевых беспилотников.
Как видно, курс на все более широкое использование этого вида оружия США менять не собираются, несмотря на сомнения в правовых аспектах, высказываемые экспертами, в том числе на уровне ООН. Союзники по НАТО следуют за старшим партнером, несмотря на финансовые и имиджевые потери. В Германии, к примеру, до сих пор не улеглись волны скандала по поводу так называемой "аферы дронов", когда, по сути, "в трубу" вылетело около полумиллиарда евро из-за непродуманной сделки по приобретению американских беспилотников.
Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы Дмитрий Данилов обращает внимание на один весьма важный, на его взгляд, аспект:
"Почему все это сейчас так громко звучит? Потому что в этой сфере существует очень серьезная конкуренция. Беспилотников производится не так уж много, и у них совершенно разные характеристики. В свое время на рынке вооружений очень серьезно рекламировался немецкий самолет. Сейчас все пользуются возникшими проблемами, чтобы вытеснить Германию с этого рынка".
Об этой же стороне сказала в недавнем радиоинтервью кандидат "номер один" на предстоящих выборах в бундестаг ФРГ от партии "Союз-90/Зеленые" Катрин Геринг-Эккардт:
"Налогоплательщик платит, и он должен платить всегда. А консорциум-производитель находится где-то в стороне. И складывается впечатление, что наше министерство обороны заключает контракты исключительно в интересах промышленников".
Можно сказать, что "земной" пилотаж дронов бывает не только военным, но еще и политическим. Для последнего кадров хватает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Голос России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции