Бизнес-Online
28 августа 2013, 10:32
МАКС-2013: зачем "Ансат" раскрасили под зебру
Авиакосмический салон без Путина и Ту-334, Но зато с "Аллигаторами", "Ночными охотниками", "Русскими витязями" и… авиакомпанией "Татарстан"
Т-50 все же летали
МАКС-2013 стартовал под почти панические заклинания: "Владимир Путин впервые игнорирует салон - смотреть нечего", "Российские истребители пятого поколения Т-50 на салоне не взлетят - сломались". ВВП действительно так и не приехал, но изящные и пока несколько непривычные своим "изломанным" силуэтом Т-50 отлетали на ура, вызвав восторг публики. Да и посмотреть было что - и знатоку, и просто интересующемуся авиацией. Хотя признаем: ощущение некоторой захолустности салон все-таки оставляет и по блеску экспозиций, и по аккуратности и продуманности статической экспозиции, и по чисто бытовым вопросам. Еще народ просто измаялся в ожидании Дмитрия Медведева - не от любви к премьеру, просто пока он не обошел салон, экспозиции не открывали, чем вызвали явное неудовольствие публики. Пришлось пару часов подождать.
Первые три дня форума (проводится раз в два года) официальные. В одиннадцатом салоне участвует тысяча компаний (277 - иностранные, из 43 государств). Ожидается, что общая сумма заключенных контрактов составит примерно $10 миллиардов. Явными фаворитами возможного финансового успеха называют усиленно продвигаемые "Суперджет" и МС-21.
Вторые три дня салон открыт для широких народных масс (ожидается, что салон будут ежедневно посещать по 100 тыс. человек). Их вниманию 165 российских и 21 иностранный летательный аппарат, многочисленные демонстрационные полеты: пилотажных групп "Беркуты", "Русские витязи", "Стрижи", обещают порадовать своим мастерством китайские авиаторы на J-10.
"… В Африку гулять"
Посмотреть, повторимся, есть что. Например, немало народа постоянно было возле поражающего своими размерами Airbus 380. Целая очередь из желающих забраться внутрь выстроилась перед военно-транспортным Ан-70, производство которого в Казани в прошлом году анонсировал Медведев. Впрочем, недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал Ан-70 "виртуальным самолетом"… Гигант в матово-серой окраске, с желто-голубыми винтами двигателей смотрится чрезвычайно эффектно.
Холдинг "Вертолеты России" (ВР) тоже отличился окраской летательного аппарата: хорошо известный следящим за вертолетными новостями "Ансат" в варианте VIP-салона предстал перед посетителями раскрашенным "под зебру". Словно в противовес тому, что в последнее время холдинг удивляет строгой и даже холодноватой окраской своих вертолетов. Как рассказал источник "БИЗНЕС Online" в "Вертолетах России", дело в том, что "Ансаты" предполагается усиленно продвигать в Африке (об этом много говорится уже года полтора, ходили даже слухи, что "VIP-овским" вариантом казанской машины заинтересовался глава одного из африканских государств). Вот и решили, видимо, сыграть на ассоциативном ряде африканской души. "Зря, - считает источник. - Это все равно что поставить в Россию вертолеты, раскрашенные под березку - для нас это обыденность. Хотя, кто его знает, может и сыграет".
Также из построенных на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) машин на статстоянке демонстрировались хорошо всем знакомый Ми-17В-5, третий прототип Ми-38 с российскими двигателями, и несколько "Ансатов-У".
Машина для ФСБ - приоритет КАПО
Естественно, был не чужой нам Ту-160. Порадовал завидно сохранившийся Ту-144. Точнее - трепетно восстанавливаемый энтузиастами из Жуковского. Сразу вспомнился бедолага Ту-144, стоящий возле одного из зданий КНИТУ-КАИ, неужели не сохраним этот самолет-памятник?
Казанская фирма МВЕН представила сельскохозяйственный самолет МВЕН-500, а также перспективную и футуристически выглядящую "Мурену" - посетители с удивлением рассматривали этот необычный самолетик и охотно фотографировались на фоне диковинки… "Беспилотчики" казанского же ЭНИКСа выставили свои традиционные "Элероны" и воздушные мишени.
Жаль, но на статстоянке не было элегантного и эффектно раскрашенного легального разведчика Ту-214ОН, который в середине августа был передан военным в опытную эксплуатацию (напомним строиться он начал в начале 2000-х)… Ходили слухи, что на МАКС прилетит и "нелегальный" разведчик - Ту-214Р, но он так и не появился (во всяком случае, в первый день). Зато теперь понимаешь, как повезло казанцам - 17 августа на авиационном празднике на аэродроме "Куркачи" эта красивая, хотя и необычно выглядящая машина ходила буквально по головам зрителей. Как рассказал "БИЗНЕС Online" бывший генеральный директор КАПО, а ныне советник президента объединенной авиастроительной корпорации Васил Каюмов, второй Ту-214ОН сегодня находится в цехе окончательной сборки, а особое внимание завод в этом году уделит достройке борта для ФСБ - Ту-214ВПУ.
Не оказалось на салоне и многострадального Ту-334, который хотела достроить к МАКСу общественная инициативная группа по продвижению этого самолета.
Авиакомпания "Татарстан": Да, сначала люди боятся
К некоторому удивлению в ряду авиации общего назначения оказалась новенькая Cessna с "опознавательными знаками" авиакомпании Татарстан (АКТ, напомним, взяла в лизинг 15 таких машин, пока пришли 6, остальные должный прийти до конца сентября). Как выяснилось, это официальный представитель Cessna в России - компания Jet Transfer рекламирует для российских авиакомпаний продукцию своих подопечных. "Ожидаем, что после МАКСа на эти машины последуют новые заказы, как и в прошлом году, когда мы представляли здесь другую модель этой фирмы, - рассказала "БИЗНЕС Online" менеджер по продажам и маркетингу Jet Group Наталья Стерхова. - Такие мероприятия способствуют доведению продукции".
"Летные характеристики у Cessna лучше, чем у Airbus, - пошутил в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" пилот АКТ Александр Милицкий, - если двигатель откажет, он спланировать легко сможет… Я прошел переподготовку на эту машину в Америке и вот летаю. Отличный самолет, пять баллов по пятибалльной шкале. Проблем с самолетом пока не было… Сегодня Cessna нашей авиакомпании регулярно летают в Самару, Саратов, Саранск, Киров, Пермь, Уфу, Йошкар-Олу. Пассажиров девять человек, загрузка у нас полная, и по мере популяризации полетов по ПФО все больше и больше народа хотят летать. Думаю, постепенно будем битком летать. Да, сначала люди боятся - все же непривычен однодвигательный самолетик, а потом фотографируются с нами, хотят руку пожать, говорят, что снова полетят.
Грохочущее небо
С особым нетерпением посетители салона ждали летной программы. И не зря - российские летчики всегда летают эффектно. "На всех мировых авиасалонах наши пилоты летают интереснее и виртуознее, чем все остальные, - рассказал "БИЗНЕС Online" генеральный директор ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев, - вот бы еще технику строить крупными сериями начать".
Открыл шоу групповой пролет вертолетов Ми-17В-5, Ми-26, Ми-28, Ка-32 и Ка-52. Затем свое мастерство продемонстрировала пилотажная группа "Беркуты", летающая на Ми-28, которые, кстати, могут выполнять и самолетные фигуры высшего пилотажа - петлю Нестерова и "бочку". Затем показали свои возможности в одиночных полетах собранный на КВЗ второй прототип Ми-38, Ка-52 "Аллигатор", Ми-28 "Ночной охотник", Ми-35.
А вот и Ту-214ОН в начале полосы показался - сверкая проблесковым маяком, разогнался и ушел вверх с резким набором высоты и… не вернулся. Зато через секунду небо загрохотало на все лады ревом настоящих боевых двигателей - невероятное выделывали в небе Як-130, МиГ-29М-ОВТ, Су-30СМ, МиГ-35, тройка Т-50. После этой "шумовой атаки" показалось, что прошедшие невысоко новейшие Ту-204СМ и Ил-476 почти не издают шума.
"Огромные деньги и огромная ответственность"
Корреспонденты "БИЗНЕС Online" расспросили о впечатлениях и целях визита на форум руководителей татарстанских предприятий.
Радик Хасанов - генеральный директор "ПОЗиС":
- Радует, что в России уже есть новая авиация: истребитель Т-50, например... ПОЗиС же представляет здесь инжиниринговую тематику. Несколько последних лет мы буквально вынуждали своих ребят думать и творить, и они вошли в кураж. Мы активизировали проектирование и производство сложного и нестандартного оборудования - это сложная оснастка, и сегодня наши партнеры: и Роскосмос, и "Вертолеты России", и предприятия судостроения, и двигателестроения.
Владимир Иванов - генеральный директор Государственного института прикладной оптики:
- Представляем на МАКСе тепловизионные каналы. Это прицелы, к примеру, для представленных на салоне многоцелевого ракетного комплекса "Корнет ЭМ", зенитного пушечно-ракетного комплекса "Панцирь С1"... Самая последняя наша разработка - система опто-электронного подавления атакующих ракет. Она устанавливается, например, на ударный вертолет Ми28. Принята на снабжение аналогичная система для специальных Ту-214, которые делают на КАПО. Она прошла все летные испытания. Примерно такая же система будет установлена на бронеавтомобилях. Наша задача на будущее: чтобы, условно говоря, стекла и железа в приборах было меньше, а мозгов больше, чтобы 70 процентов изделия - это были мозги… Что больше всего понравилось на салоне, остановило взгляд? Вертолет Ка-52. Приятно осознавать, что в такой машине есть частица твоего труда.
Сергей Побежимов - заместитель директора - главного конструктора ЭНИКС:
- На этом салоне наша фирма отмечает свое 25-летие. Поэтому представлены почти все наши изделия за этот период: от первых экспериментальных беспилотников и до современного комплекса Т28, который скоро пойдет в серию и будет использоваться сухопутными войсками… А МАКС предоставляет возможность хорошей работы с интересующимися нашей продукцией. Например, на прошлом салоне у нас появились новые заказчики.
Николай Колесов - генеральный директор концерна "Радиоэлектронные технологии":
- Сегодня в концерн входят более сотни предприятий, формируется серьезнейшая команда руководителей. Если ранее один наш завод составлял одно для бортового оборудования, другой - другое, третий - третье, то сегодня мы поставляем комплексно, как во всем мире. Вот этого мы достигли... Из последних разработок могу отметить локатор "Ирбис", комплексы радиоэлектронной борьбы. И самая изюминка: мы вошли в проект МС-21 - 50 процентов нашей авионики. Самолет поставят на крыло в 2016 году, а мы уже сегодня представляем ОАК свои разработки, и в корпорации очень довольны нашей работой. Мы сегодня со многими американскими и французскими компаниями конкурируем на мировом уровне... По нашей линии в Татарстан пришли большие заказы: на КОМЗ, "Радиорибор", Казанский эклектротехнический завод. Мы уже железно подписанных контрактов принесли республике на 28 миллиардов. Огромные деньги и огромная ответственность. Главное сегодня - справиться с этой нагрузкой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции