РИА "Новости"
2 сентября 2013, 15:19
МАКС-2013: вопросы из-за занавеса
Основные репортажи с МАКСа - о гражданской авиатехнике. На первый взгляд, все еще радужнее, чем в 2011 году, который стал годом реального прорыва авиационной "гражданки" через плотные ряды экспортеров оружия
Основные репортажи с МАКСа - о гражданской авиатехнике. На первый взгляд, все еще радужнее, чем в 2011 году, который стал годом реального прорыва авиационной "гражданки" через плотные ряды экспортеров оружия. Заказаны 173 авиалайнера Sukhoi Superjet SSJ-100 и МС-21 на сумму в 9 млрд долларов, что превосходит результаты предыдущего салона.
Действительно, по физическому и денежному объемам контрактов на авиалайнеры этот салон стал урожайнее предыдущего. Однако изрядная часть этих машин - не контрактация нового выпуска, а перевод уже имевшихся опционов в твердые заказы.
Конечно, это дополнительно увеличивает финансовую стабильность производителей (в данном случае, "Гражданских самолетов Сухого" и НПК "Иркут"), дает им гарантии загрузки мощностей, что позволяет больше инвестировать в кадры и модернизацию оборудования.
Однако в целом это рост не к новым рекордам, а скорее вширь. За пару минувших лет гражданские впервые с распада СССР вторглись в сферу крупного заказа на авиатехнику и теперь обживают захваченный плацдарм, прикидывая, как далее развивать достигнутый успех.
От силы и направления их следующего рывка будет зависеть, останутся ли Superjet SSJ-100 и МС-21 в лучшем случае самоокупившимися, а то и субсидируемыми государством "эндемиками" российского рынка, или же действительно выйдут на международный рынок по-настоящему крупными сериями.
Военные прошли фоном
А военных в этом году не было видно и слышно вообще. Кроме настоящей премьеры в виде ЗРС С-350Е "Витязь", производители оружия и боевой авиатехники не привезли в Жуковский ни одного по-настоящему прорывного образца, способного завоевать внимание прессы и экспертов.
Это тоже своего рода следствие роста вширь. Тем, чем стал для гражданских МАКС-2011, для военных был уже МАКС-2009. Тогда были подписаны первые крупные контракты на поставки техники для ВВС. После этого последовал целый шлейф новых заказов, которые теперь надо как-то осваивать и выполнять.
Тут не до гонки по выставкам. Примечательно, что ВВС все-таки заключили с ОАК очень крупный контракт - почти на три миллиарда долларов. Только это не закупка нового, а комплексное сервисное сопровождение авиатехники. Уж что можно себе придумать менее "выставочного"?
С боевой авиацией вопросов, в общем-то, изначально не было, а вот в части систем ПВО определенная ясность была внесена. Руководство концерна ПВО "Алмаз-Антей" сообщило, что до конца 2013 года Минобороны получит еще два полковых комплекта системы С-400, а с 2015 года в войска пойдут "Витязи". Главком ВВС Бондарев в пятницу, 30 августа, добавил, что плановый срок начала поставок единой системы ПВО/ПРО С-500 - январь 2018 года.
А в остальном МАКС-2013, как мы уже отметили, выпустил вперед комплектаторов - разработчиков бортового оборудования и материалов для авиаракетостроения. Есть и крайне интересные образцы - например, нашлемные системы целеуказания нового поколения, разрабатываемые специально для ПАК ФА и ударных вертолетов.
И это не единственный пример. Каждое такое изделие поодиночке на сенсацию салона не тянет, но все вместе они формируют картинку работающей загруженной отрасли.
Воздушный груз и "виртуальные самолеты"
К сожалению, по итогам салона "висящими" остались многие вопросы по военно-транспортной авиации. Внеся и без того очевидную ясность в вопрос о широчайшем использовании платформы Ил-76МД-90А (например, в форме планов по заказу 40 заправщиков на его базе), военные уклонились от решительных высказываний в адрес прочих претендентов.
Так, решение по Ан-70 будет принято "после окончания цикла испытаний". Эта машина, напомним, оказалась в эпицентре маленького скандальчика: Дмитрий Рогозин незадолго до МАКСа назвал Ан-70 "виртуальным самолетом". Глава украинского "Антонова" Дмитрий Кива в ответ обвинил вице-премьера РФ в некомпетентности в авиационных делах. Военные же миролюбиво уклонялись от острых политических углов, замечая, что Ил-76 и Ан-70 вполне могут ужиться в одних ВВС для разных задач.
Не стала яснее и судьба воздушных грузовиков размерностями в 6 и 20 тонн. Впрочем, здесь ситуация по-прежнему сложная.
Для 6 тонн есть потихоньку выпускаемый на самарском "Авиакоре" Ан-140-100, на базе которого спроектирован транспортник Ан-140Т (права на него этой весной Россия выкупила у Украины, запуск в серию в Самаре возможен с 2015 года). Однако не так давно был вновь гальванизирован проект прямого его конкурента Ил-112В, уже было успешно похороненного военными. Для 20 тонн, напомним, магистральным вариантом остается еще один "виртуальный самолет" - MTA (Ил-214), разрабатываемый совместно с Индией уже тринадцатый год.
Остается осторожно понадеяться, что очевидные признаки фавора нынешних руководителей "оборонки" по отношению к "ильюшинскому кусту" не пойдут поперек интересов собственных ВВС и не приведут к дополнительному расходованию невеликих государственных финансов на развертывание производства неготовых (а местами и не спроектированных еще) самолетов при наличии дешевых и более доступных альтернатив....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции