Коммерсантъ - Нижний Новгород
4 сентября 2013, 08:03
Лоукостер в тумане светит
Аэропорт Нижнего Новгорода рассчитывает стать базой для низкобюджетных перевозчиков, или лоукостеров, Московского авиаузла. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев попросил федеральный Минтранс включить аэропорт в соответствующий реестр
В письме министру транспорта РФ Максиму Соколову (копия есть у "Ъ") Валерий Шанцев отметил, что Стригино - территориально наиболее близкий к Москве действующий международный пассажирский аэропорт и "оптимальная база для создания аэропорта-лоукостера". Одним из основных аргументов в пользу нижегородской площадки губернатор называет перспективу по созданию прямого высокоскоростного железнодорожного сообщения между Москвой и аэропортом: "В настоящий момент РЖД реализует проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург с отдельной остановкой в аэропорту Стригино. В результате время пути от Москвы до аэропорта будет составлять около 90 минут ("Аэроэкспресс" до Внуково идет 30 минут, до Шереметьево - 35 минут, до Домодедово - 45 минут. - "Ъ")". Еще одним плюсом нижегородского аэропорта губернатор назвал тот факт, что не требуется дополнительное федеральное финансирование: федерация уже обещала выделить на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта 4,4 млрд руб., а новый терминал площадью 25 тыс. кв. м за свои средства строит через "Аэропорты регионов" "Ренова" Виктора Вексельберга. "Ввод терминала запланирован на середину 2015 года. Таким образом, существует реальная возможность открыть аэропорт для низкобюджетных авиационных перевозчиков уже в 2015 году", - пишет губернатор. От присвоения нижегородскому аэропорту статуса базы для авиакомпаний-лоукостеров региональные власти ждут роста пассажиропотока не только из Москвы, но и регионов Приволжского и Уральского федеральных округов и "нового целевого экономического кластера в Нижегородской области, что приведет к росту экономики" региона. В Минтрансе "Ъ" сообщили, что письмо нижегородского губернатора получено, предложение рассматривается.
Как выяснил "Ъ", пока, отрабатывая июльское поручение президента Владимира Путина, в правительстве РФ изучали две площадки для базирования низкобюджетных авиаперевозчиков: аэропорт Ермолино в Калужской области и аэропорт в городе Клин. В Росавиации "Ъ" рассказали, что сделать лоукост-аэропортом Ермолино предложила базирующаяся там авиакомпания "ЮТэйр". В федеральном бюджете средства на развитие аэропортовой инфраструктуры для создания базы низкобюджетных перевозчиков не предусмотрены, и "ЮТэйр" готова взять на себя привлечение инвестиций в реконструкцию Ермолино. Кроме того, думает о создании лоукост-аэропорта безотносительно конкретной площадки "Аэрофлот", недавно заявивший о намерении создать лоукостер. Сейчас в России лоукост-операторов нет: "Авианова" и "СкайЭкспресс" потерпели финансовое фиаско и вынуждены были прекратить низкобюджетные авиаперевозки.
Как сообщил "Ъ" исполнительный директор ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" (МАНН) Александр Синельников, возможность базирования дешевых авиаперевозчиков МАНН прорабатывает давно и считает идею "обоснованной и жизнеспособной". "Концентрация пассажирских авиаперевозок на Москве осложняет формирование оптимальной маршрутной сети России на базе узловых аэропортов. Аэропорты Московского авиаузла работают на пределе своих возможностей, в то время как мощности региональных аэропортов, в частности, аэропорта Стригино после реконструкции, имеют большой потенциал". По мнению руководства аэропорта, для реализации проекта в Нижнем Новгороде необходима заинтересованность авиакомпаний-лоукостеров, договоренности с РЖД, а также поддержка Минтранса и правительства РФ. Консультации с РЖД аэропорт уже ведет. "Для проектируемых 25 пар поездов высокоскоростной магистрали дополнительный поток авиационных пассажиров позволит ввести конкурентоспособные и сопоставимые со стоимостью билета на "Аэроэкспресс" спецтарифы на этот участок, о чем сейчас уже ведутся переговоры с руководством РЖД", - рассказал господин Синельников.
Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий скептически относится к развитию лоукостеров в российских реалиях: "По сути, лоукост - это модель бизнеса, которая возникает не по распоряжению свыше, а когда в ней назрела необходимость и для нее есть условия. В России такая ситуация пока не сложилась: нужно принимать соответствующие законы, улучшать экономические условия для авиакомпаний. Кроме того, лоукостер - это очень высокотехнологичная бизнес-модель, предполагающая крайне интенсивное использование самолетов, для чего необходимо в том числе быстрое и дешевое обслуживание". По мнению эксперта, безотносительно Москвы МАНН может стать базой для размещения лоукостеров - это выгодно и региону, и аэропорту, но в рамках Московского авиаузла - вряд ли: "Европейский опыт показывает, что расстояние в 100 км от города - это предел для размещения аэропорта".
Глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что "возможность увязать авиационное и высокоскоростное железнодорожное сообщение - большой плюс для региона": "В частности, это может способствовать развитию межрегиональных авиаперевозок по ПФО, так как из Москвы не всегда есть прямые рейсы в города Приволжья, и, если можно будет быстро и недорого добраться из Москвы в нижегородский аэропорт, это повысит потенциал регионального аэровокзала", - добавляет он. Поэтому, по его словам, большое значение будет иметь выгода пассажира: "В себестоимости авиаперевозок порядка 30% занимает оплата обслуживания в аэропорту. И даже если руководство МАНН сократит эти затраты вдвое и стоимость авиабилета будет снижена на 15% (например, при стоимости билета 10 тыс. руб. экономия составит 1,5 тыс. руб.), то экономия для пассажира может быть достигнута только при стоимости железнодорожного билета не более 1 тыс. руб.". Более конкретные прогнозы, по мнению эксперта, можно будет сделать, когда строительство высокоскоростной магистрали будет близко к завершению и определится цена билета на поезд. Между тем, как отмечают источники в отрасли, снижение расценок нижегородскому аэропорту дастся нелегко. "При создании лоукост-аэропорта основная задача состоит в снижении аэропортовых сборов. Чем лучше аэропорт, тем выше ставки за обслуживание самолетов, а значит, дороже билеты. А в Стригино уже вложены серьезные средства", - говорит собеседник "Ъ"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Нижний Новгород». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 19, 2025
Fox: в США разбился бизнес-джет Cessna 550
Декабрь 18, 2025
Аэропорт Николаевска‑на‑Амуре за ночь обслужит около 700 пассажиров
Декабрь 18, 2025
Пекин впервые принял самолет из Благовещенска
