О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

С аэропортом поступят по-хабски

Новый концессионер намерен превратить кишиневский аэропорт в транзитный хаб

Госпредприятие "Кишиневский международный аэропорт" по итогам закрытого конкурса передано на 49 лет в концессию российскому концерну "Авиа-Инвест". Новый концессионер намерен развивать аэропорт как транзитный хаб. Эксперты говорят, что никаких предпосылок для передачи аэропорта в концессию, да еще такую длительную, не было, и отмечают непрофессионализм комиссии в ходе проведения тендера.

Постановление о передаче ГП "Кишиневский аэропорт" в концессию правительство приняло в мае этого года. Причиной была названа "необходимость полной модернизации инфраструктуры объекта", на которую у государства нет денег. По итогам проведенного минэкономики конкурса победителем был признан российский консорциум "Авиа-Инвест" (входят ООО "УК Комакс", ОАО "Хабаровский аэропорт" и ОАО "Коломенский завод"), которому молдавский аэропорт сдан в концессию на 49 лет. Об этом на сегодняшнем заседании правительства сообщил вице-премьер, министр экономики Валериу Лазэр.

По условиям конкурса управляющая компания должна будет инвестировать в развитие аэропорта €244,2 млн, а также выплачивать роялти государству в размере 1% от доходов. Участвовать в конкурсе, который проходил в закрытом режиме, минэкономики пригласило семь компаний, управляющих аэропортами в Мадриде (AENA Internacional), Париже (Aeroports de Paris), Вене (Flughafen Wien AG), Лондоне (Heathrow Airoport Holdings), Хьюстоне (Houston Sistem Aeroportuar), Москве ("Внуково-Инвест") и Хабаровске ("УК Комакс", входящая в "Авиа-Инвест"). Однако на предложение откликнулись только российские компании. Из отчета минэкономики следует, что "Внуково-Инвест" не предоставила всех необходимых документов и формуляров, поэтому 15 августа победителем тендера была признана "Авиа-Инвест".

Вице-президент "УК Комакс" по стратегии и развитию Татьяна Семенова в беседе с "Ъ-MD" рассказала, что компания после модернизации инфраструктуры кишиневского аэропорта планирует развивать его в качестве транзитного хаба. По ее словам, договор с молдавским правительством, подписанный в начале сентября, предусматривает работу по трем инфраструктурным направлениям. "В первую очередь речь идет о его аэродромной части - взлетно-посадочных полосах, перроне прибытия, рулежных дорожках и пр. Второе направление - улучшение инфраструктуры самого аэропорта, что позволит повысить качество обслуживания пассажиров. И третье - развитие вспомогательной инфраструктуры вокруг аэропорта, в частности парковки",- рассказала госпожа Семенова. По ее словам, в ближайшее время компания проведет полный аудит аэропорта и в течение двух-трех месяцев представит правительству РМ инвестиционный план.

Говоря об использовании кишиневского аэропорта как транзитного хаба, Татьяна Семенова отметила, что сейчас концессионером рассматривается вариант его связки с хабаровским аэропортом. "Кишинев предпочтителен тем, что из-за "открытого неба" (соглашение с Евросоюзом о едином воздушном пространстве.- "Ъ-MD") он может служить транзитным пунктом для жителей Хабаровска, которые бы могли прилетать в Кишинев, а отсюда в Европу",- пояснила Татьяна Семенова. В то же время, добавила она, в хабаровском аэропорту есть выгодные рейсы в страны Юго-Восточной Азии: "Таким образом, по этим направлениям пассажиры из Кишинева могли бы летать в этот регион через Хабаровск". По ее словам, для реализации этих планов компании необходимо будет провести дополнительный анализ востребованности такого сообщения, а также найти авиакомпанию, которая стала бы осуществлять эти рейсы.

Отметим, ранее молдавские СМИ писали, что "УК Комакс" тесно связано с группой "Альянс" семьи дагестанских бизнесменов Бажаевых и что "Альянсу" принадлежит 90% акций аэропорта. В "УК Комакс" эту информацию "Ъ-MD" опровергли, отметив, что "Альянс" продал свою долю в аэропорту в 2010 году, и сейчас акционерами ОАО "Хабаровский аэропорт" являются "Кварц-Инвест" с долей 79%, "Памадера-Инвестмент" - 11% и корпорация "Международный аэропорт Инчхон" - 10%.

Эксперты относятся крайне негативно к самому факту передачи кишиневского аэропорта в концессию. По словам эксперта в области гражданской авиации Олега Тофилата, у правительства изначально не было предпосылок для концессии. "Аэропорт собирает с каждого вылетающего пассажира €9 на поддержание и развитие инфраструктуры. Это около €5 млн в год - сумма, вполне достаточная для развития аэропорта. В крайнем случае аэропорт с легкостью мог бы получить кредит на свое развитие",- уверен господин Тофилат. По его словам, никак не обоснован и столь длительный срок концессии: "В Грузии также сдавали аэропорт в концессию, однако на срок около 11,5 лет. Почему у нас на 49 лет, непонятно". По мнению эксперта, сам конкурс должен был быть открытым. "Для проведения закрытого конкурса нужны веские аргументы, которые правительство не представило. Открытым должно было быть и технико-экономическое обоснование (ТЭО) для концессии. И это ТЭО должны готовить не специалисты Агентства публичной собственности и аэропорта, а международные эксперты",- отметил Олег Тофилат. Еще одной ошибкой при проведении конкурса он считает выбор претендентов. "Непонятно, почему не была проведена кампания по привлечению инвесторов, а были лишь разосланы приглашения? И если их рассылали, то почему не пригласили, например, Tepe Akfen Ventures, которая управляет сравнимыми по масштабу с кишиневским аэропортами Тбилиси и Скопье. Также неясно, почему пригласили компанию, управляющую аэропортом "Внуково", и не пригласили компанию, управляющую другим крупным московским аэропортом - "Домодедово",- высказал недоумение эксперт.

Примечательно, что состав конкурсной комиссии минэкономики держало в секрете. Сегодня ведомство назвало только госучреждения, которые делегировали своих представителей в комиссию: министерства экономики, финансов, юстиции, транспорта, регионального развития, Агентство публичной собственности и кишиневский аэропорт. Имена членов комиссии так и остались тайной. "Ъ-MD" будет следить за развитием событий, связанных с передачей в концессию кишиневского аэропорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - MD». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка