Российская газета
9 сентября 2013, 16:54
Воздушный извозчик
Российские ученые разработали концепцию сверхзвукового аэротакси
В конструкторских бюро разных стран продолжаются исследования по разработке сверхзвуковых самолетов. Как больших, так и бизнес-джетов. Правда, для того, чтобы они появились, необходимо решить несколько фундаментальных проблем. Одна из них - звуковой удар.
- Необходимо существенно уменьшить вредное воздействие от ударной волны, которая сравнима с взрывом, - еще два года назад рассказывал корреспонденту "РГ" тогдашний директор ЦАГИ, доктор физико-математических наук Сергей Чернышев. - Последние наши исследования показывают: уровень звукового удара можно довести примерно до 15 Паскалей. Для сравнения: 100 Паскалей - это Ту-144. Но самое главное не только это: громкость звукового удара мы сегодня можем довести до 65 децибел.
В общем, получается такой маленький хлопочек и шелест, который никого не раздражает. Эти данные - возможный "кандидат" для принятия норм и требований по звуковым ударам. Как говорят, их в мире сегодня просто нет и появятся они скорее всего не раньше 2011 года. Как бы там ни было, а на фундаментальном уровне проблема звукового удара решена. Однако потребуется еще примерно лет пять для отработки на демонстраторах, проведения различных опытно-конструкторских работ.
- Но сначала появится маленький деловой сверхзвуковой самолет, для которого обеспечить приемлемый уровень звукового удара и удовлетворить нормы по шуму значительно легче,- говорил Сергей Леонидович. - Рынок таких машин оценивается примерно в 400 машин. Это серьезно.
Понятно, что и создание такого аэротакси будет значительно дешевле по сравнению со сверхзвуковыми аэробусами. Как же будет выглядеть "воздушный извозчик" с небывалыми скоростями? Инженеры ЦАГИ рассмотрели различные технические решения и проработали возможные варианты. Допустим, анализ эксплуатации деловых самолетов показал: в основном они используются в режиме однодневной деловой поездки (утром - из дома, днем - деловая встреча, вечером - домой). При этом 93 процента маршрутов не превышают дальности 4000 км: допустим, из Москвы до Парижа или Лондона - примерно 2500 км, до Барселоны - чуть больше 3 тысяч, а до Иркутска или Дели - около 4300... Учитывая непродолжительное время полета для сверхзвукового самолета на подобные расстояния - менее 3 часов, - специалисты считают,что диаметр салона может составить 1,3-1,4 м.
Еще немаловажная деталь: аэротакси смогут базироваться на аэродромах с длиной взлетно-посадочной полосы 1200 м. Такие есть практически во всех областных центрах и крупных городах. Кстати, чтобы максимально удешевить конструкцию и использовать традиционные материалы и технологии, специалисты ЦАГИ предлагают ограничить скорость полета аэротакси числом М=1,6-1,8. Подобная крейсерская скорость в два раза больше скорости полета существующих проектных аналогов сверхзвуковых административных самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов
Декабрь 23, 2025
Авиакомпания Ямал подготовила новогодние сюрпризы для маленьких пассажиров