RBC Daily
20 сентября 2013, 08:58
Глава Breitling Jet Team Жак Бутлен: "Приходите в авиацию - вам понравится"
Глава единственной в мире профессиональной команды гражданской авиации Breitling Jet Team Жак Бутлен рассказал, чем гражданская пилотажная группа отличается от коллег из ВВС США или России, и о том, что нужно сделать, чтобы стать пилотом
Летучий отряд
- Вы давно работаете в Breitling Jet Team?
- С момента ее основания в 2003 году. Наша летная группа - первая в своем роде спортивная команда гражданской авиации. Сейчас у нас семь самолетов (вначале было только четыре). Задача BJT - подготовка оригинальных номеров для участия в авиашоу. Это не столько демонстрация технических навыков пилотов и возможностей самолетов (мы же не собираемся их продавать), сколько развлечение для зрителей. Мы выступаем в разных уголках планеты. В общей сложности мы ежегодно проводим около пятидесяти выступлений в 10-12 государствах. С момента создания BJT мы участвовали в авиашоу в 35 странах. Для каждого из нас это работа full-time. Отличие нашей группы в том, что это частная компания, не часть ВВС какого-то государства, будь то США или Россия. При этом наши программы по профессиональному уровню не ниже программ большинства национальных авиагрупп.
- На каких самолетах вы летаете?
- Это модификация учебного реактивного самолета Aero L-39 Albatros. Он появился в конце 1960-х годов, производился компанией Aero Vodochody (ЧССР), всего было выпущено около 3 тыс. машин. Это был основной учебно-тренировочный самолет стран Варшавского договора. L-39 до сих пор состоит на вооружении во многих государствах, насколько мне известно, на нем тренируются летчики российских ВВС.
- Как вы оцениваете российских летчиков, скажем, пилотажную группу "Русь", которая летает на таких же L-39?
- Они, безусловно, высокие профессионалы, они часто побеждают в соревнованиях по пилотажу. Вообще, как в любом спорте, мы знаем друг друга, летчики-спортсмены - это род международного братства. Возможно, для нас, участников BJT, дружеские отношения с коллегами заводить проще потому, что мы с ними не состязаемся на чемпионатах за крупные призы и можем просто восхищаться успехами друг друга.
Однако в нашу команду мы не приглашаем иностранных пилотов, поскольку для слаженности выполнения фигур необходима очень быстрая коммуникация, летчики должны понимать друг друга с полуслова, а языковый барьер тут может помешать. Это даже не вопрос знания языка, это вопрос неких общих культурных кодов. Наш язык - французский, с иностранными пилотами придется говорить по-английски, и слаженность нарушится.
- Насколько важны часы для пилота?
- В авиации очень многое зависит от правильного определения времени, и точные часы необходимы. Важно, чтобы данные легко и быстро считывались с циферблата, поскольку в кабине дорога порой доля секунды. Часы должны быть прочными - в кокпите мало места, корпус часов постоянно задевает за внутреннюю обшивку и оборудование, и когда я приношу их на ремонт, меня спрашивают: "Что вы с ними делали, как вы их так исцарапали?" А мы их просто используем, а не храним в коробке. Поэтому я люблю свои часы Breitling, я был их поклонником задолго до 2003 года. На задней крышке модели, которую я сейчас ношу, изображен мой самолет, вот, на нем даже мой номер - 1 - проставлен.
Летная выучка
- Вы обучаете, тренируете начинающих летчиков из числа клиентов Breitling?
- В общем в нашей работе много разных возможностей и опций. Иногда мы тренируем начинающих летчиков, но они уже должны иметь определенный, хотя бы минимальный, уровень пилотской подготовки и налет определенного количества часов. Но это не главная наша задача. В основном мы демонстрируем фигуры высшего пилотажа и проводим полеты, в которых клиенты компании участвуют в качестве пассажира, чтобы на собственном опыте понять нашу страсть к небу. Большинство поклонников Breitling приходят в восторг. Вопреки убеждению многих, высокая скорость в кабине не ощущается. Конечно, рискованные фигуры высшего пилотажа с пассажиром на борту мы не выполняем, перегрузкам гостей не подвергаем.
- Есть какие-то возрастные ограничения для ваших пассажиров?
- Они должны быть старше 16 лет, а лучше - совершеннолетними. Это вопрос дееспособности в случае нештатной ситуации. Кроме того, пассажир в кабине второго пилота имеет возможность прикасаться к оборудованию - в случае с ребенком или подростком нельзя исключить, что, какие бы инструкции ему ни давали, искушение "порулить" окажется сильнее. Пассажир должен быть достаточно разумен и дисциплинирован, чтобы соблюдать правила. Есть еще одно ограничение, которое, кстати, распространяется и на пожилых людей, и тех, кто страдает рядом заболеваний: организм пассажира должен быть достаточно выносливым и крепким, чтобы в случае аварии без проблем перенести катапультирование. Подросток или старик может повредить кости, позвоночник.
- А часто возникает такая необходимость?
- К счастью, редко, но возникает. Недавно один из наших пилотов был вынужден катапультироваться из-за проблем с двигателем.
Советы
- Если вы решили стать летчиком, можно выбрать три варианта действий: пойти в ВВС, выучиться на пилота гражданской авиации или получить любительскую лицензию. Для людей, уже делающих карьеру в другой области, третий вариант - оптимальный.
- Берегите здоровье. Даже летчики-любители проходят медкомиссии, и если вы злоупотребляете алкоголем, например, это может закрыть для вас небо.
- Занимайтесь спортом. Хорошая физическая форма необходима при перегрузках и в нештатных ситуациях, а лишний вес создает проблемы при пилотировании.
- Стать летчиком - отличная идея, непременно приходите в авиацию - вам понравится.
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции