BizavNews.RU
11 октября 2013, 15:18
История Learjet - как зеркало мировой бизнес авиации
7 октября 1963 года впервые поднялся в воздух один из пионеров бизнес-авиации Learjet 23
Компания Уильяма Лира была основана в ноябре 1959 года под названием Swiss American Aviation Corporation. Но начиналась история компании достаточно неудачно
Свою историю компания Learjet ведет с неудачного проекта швейцарского истребителя-штурмовика FFA P-16, оснащенного осевым турбореактивным двигателем "Armstrong Siddeley Sapphire". Впервые истребитель поднялся в воздух 25 апреля 1955 года. В ходе 22-го по счету испытательного полета в результате отказа двигателя разбился первый P-16. 4 апреля 1957 года начались испытания улучшенного варианта истребителя с более мощным двигателем, а в марте 1958 года правительство Швейцарии разместило заказ на сто единиц истребителей, известных под маркой "P-16 Mk III". Спустя неделю после подписания правительственного заказа потерпел катастрофу еще один самолет, что стало причиной приостановки правительственного заказа, а затем и его полной отмены. К концу 1950-х годов было построено еще два истребителя с улучшенными характеристиками, однако фирма-разработчик (FFA) так и не добилась получения государственных заказов на серийное производство истребителей P-16.
В то же время конструкцией самолета P-16 заинтересовался известный изобретатель Уильям Лир, который в ноябре 1959 года основал частную компанию "Swiss American Aviation Corporation" и приступил к проектированию своего первого бизнес-джета на базе P-16. Новый самолет получил рабочее название SAAC-23 (позднее было изменено на Learjet 23), при этом конструкция крыла, топливные баки и стойки шасси были практически без изменений взяты с проекта истребителя P-16. Лайнер оснащался двумя турбореактивными двигателями General Electric CJ610-1 с тягой 1293 кгс каждый, впоследствии замененными модификацией General Electric CJ610-4 с такой же тягой. В сентябре 1962 года штаб-квартира компании переехала в город Уичита (штат Канзас, США). 7 февраля 1963 года началась сборка первого бизнес-джета Learjet 23, который поднялся в воздух 7 октября того же года.
Серийный выпуск Learjet 23 начался в октябре 1964 года. Всего было произведено 104 самолета. В 1998 году в мире эксплуатировалось 39 лайнеров данного типа. За все время работы в различных инцидентах и происшествиях было потеряно 27 самолетов. Последний Learjet 23 выведен из эксплуатации в 2008 году.
В ноябре 1964 года компания провела процедуру акционирования и сменила свое официальное название на Lear Jet Corporation. 24 февраля 1966 года совершил первый полет самолет следующей модели - Learjet 24, а 12 августа того же года - лайнер модели Learjet 25. 19 сентября 1966 года фирма снова изменила официальное название на Lear Jet Industries Inc. 10 апреля 1967 года Уильям Лир продал находившиеся в его собственности 60% акций компании Lear Jet денверской корпорации Gates Rubber Company. Сумма сделки составила $ 27 млн. Лир оставался на должности директора Lear Jet до 2 апреля 1969 года.
Сразу после отставки Уильяма Лира с поста генерального директора компания объединилась с другой фирмой "Gates Aviation" (в собственности которой находился контрольный пакет акций Lear Jet), укрупненное предприятие получило официальное название Gates Learjet Corporation. В 1971 году принято решение о переоснащении самолетов Learjet 25 турбовентиляторными двигателями Garrett TFE731. Новый проект был назван Learjet 35 и в дальнейшем стал одним из самых успешных коммерческих проектов производителя.
24 августа 1977 года поднялся в воздух первый самолет модели Learjet 28. Бизнес-джеты моделей 28 и 29 проектировались на базе модели 25, однако конструкция крыла была совершенно новой и оснащалась винглетами, что привело к значительному повышению топливной эффективности новых самолетов. Модели 28 и 29 стали первыми коммерческими самолетами в мире, на которых были использованы винглеты.
29 апреля 1979 состоялся испытательный полет самолета, ставшего прототипом серии Learjet 54/55/56, а 7 июля того же года самолет 55-й серии установил шесть мировых рекордов для воздушных судов своего класса.
В 1984 году компания "Gates Learjet" объявила о создании авиакосмического подразделения "Aerospace Division", однако в конце следующего года компания столкнулась с серьезными финансовыми проблемами, была вынуждена свернуть деятельность проектного подразделения и более того - временно прекратить выпуск самолетов. В феврале 1986 года компания перенесла штаб-квартиру в город Тусон (штат Аризона), после чего работа производственных линий была возобновлена сразу в двух городах, Тусоне и Вичите.
В 1990 году канадская авиастроительная корпорация Bombardier выкупила в полную собственность акции Learjet Corporation, отныне все выпускаемые дочерним подразделением Learjet самолеты должны были иметь совместную маркировку "Bombardier Learjet Family". 10 октября 1990 года под данной маркой в воздух поднялся первый лайнер модели Learjet 60, а 7 октября 1995 года совершил свой первый полет Learjet 45.
В октябре 2007 года компания Bombardier Learjet стартовала новую программу по созданию лайнера Learjet 85 - новейшего реактивного самолета в классе бизнес-авиации, который должен быть построен полностью из композитных материалов.
7 октября 2008 года компания отметила 45-летие со дня первого полета самолета Learjet. Одним из самых ярких моментов в праздновании юбилея компании стала победа автогонщика Формулы-1 Льюиса Хэмилтона, проехавшего трассу в Фарнборо в стилизованном костюме "LEARJET".
А в 2011 году были запущены и очередные проекты. В новом семействе Learjet 70/75 использованы планеры 40XR/45XR, но на этом сходство с прошлым поколением бизнес-джетов заканчивается. Обновленные самолеты получат полностью новый салон, кабину экипажа Vision Flight Deck и более мощные двигатели. При этом будут использованы технологии, которые разрабатывались для среднего Learjet 85. Learjet 70 и Learjet 75 (стоимость их, соответственно, $11,1 млн. и $13,5 млн.) будут иметь дальность более 2000 миль, что превышает таковую у Learjet 40XR и 45XR (1730 миль и 1975 миль соответственно). При этом максимальная скорость составит M=0,81, а крейсерская M=0,71.Компания сообщает о получении заказов на более чем 50 Learjet 70/75. Стартовыми заказчиками выступили компании Flexjet и London Air Service.
Но, а последний выпускник славной школы Learjet - Learjet 85 уже выкатили из цеха окончательной сборки. Впереди первый полет и сертификация. Learjet 85 - самый большой представитель семейства Learjet и первый самолет Bombardier из композиционных материалов. Дальность полета бизнес-джета с четырьмя пассажирами на борту должна составить 3000 морских миль (5556 км), максимальная скорость - до 0,82М (871 км/ч).
Так что впереди у семейства Learjet, судя по всему, безоблачное будущие и с твердой уверенностью можно утверждать, что конструкторы компании еще не раз смогут создать поистине бестселлеры бизнес-авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «BizavNews.RU». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции