Ведомости
17 апреля 2002, 11:58
ОПК исчерпал резервы
Согласно данным первого выпуска доклада "Россия-2002. Экономическая конъюнктура", подготовленного Центром экономической конъюнктуры, в прошлом году впервые за последние три года рост гражданской продукции оборонки превзошел рост военной продукции. Но и это не спасло ОПК от резкого падения темпов роста. Впрочем, бурный рост в 1999 и 2000 гг. , по словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, связан с тем, что он начался с очень низкой базы - в 1998 г. оборонка практически лежала.
По мнению вице-президента Лиги содействия оборонным предприятиям Алексея Шулунова, сокращение темпов отчасти связано с тем, что в прошлом году в судостроении - отрасли с длительным циклом производства - было выпущено значительно меньше товарной продукции. В прошлом году в состав ВМФ России вошел лишь один новый корабль - атомная подлодка "Гепард". Но главное, что, по словам топ-менеджера одного из кораблестроительных предприятий, практически встал судоремонт. "На главном российском флоте - Северном - на ходу лишь три надводных корабля, на других флотах ситуация не лучше", - говорит кораблестроитель. Даже рекордный рост гражданской продукции в судостроении на 21,9% в прошлом году не смог исправить общей ситуации.
Не лучше, впрочем, ситуация и в других "капиталоемких" войсках - ВВС. Представитель одной из авиастроительных компаний говорит, что новые серийные самолеты и вертолеты для ВВС не заказывались уже почти 10 лет и не будут заказываться, по словам военных, как минимум до 2005 г. , если не до 2010 г. Менее трети военной авиации боеготово, т. е. способно взлететь в случае войны в воздух, что говорит о крайне слабом финансировании ремонта. А третий мощный потребитель военного бюджета - РВСН, которые при министре обороны маршале Сергееве потребляли едва ли не половину всех средств, направляемых на закупку военной техники, при новом министре не в фаворе, и программа закупок новых ракет "Тополь М" финансируется весьма слабо. По словам Шулунова, вдобавок в прошлом году гособоронзаказ финансировался "поганейшим образом", особенно в начале года, что привело к падению военного производства в первом полугодии к тому же периоду 2000 г. на 3%. То же самое повторяется в этом году, когда в I квартале средства на гособоронзаказ почти не выделялись. Исправить ситуацию, по мнению Шулунова, способен переход на двухлетний план закупок военной техники, что призвано повысить ритмичность финансирования.
В результате дефицита внутреннего финансирования основным источником средств продолжает оставаться экспорт вооружений, на две трети состоящий из авиатехники и сопутствующих товаров. По данным аналитика инвестиционной компании "Атон" Елены Сахновой, производство истребителей на экспорт растет - например, Иркутское авиапроизводственное объединение (ИАПО) в 1999 г. экспортировало 10 истребителей, в 2000 г. - 8, а в 2001 г. - 18. Увеличилось в прошлом году производство и на втором из двух работающих военных авиазаводов - в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО). В то время как, по оценке Сахновой, производство гражданских самолетов пребывало в стагнации и составило лишь несколько единиц на ульяновском заводе "Авиастар". По мнению аналитика, в этом году ситуация в гражданском авиастроении не улучшится. По мнению Макиенко, производство гражданской продукции ОПК в целом достигло пределов платежеспособного спроса из-за исчерпания эффекта девальвации рубля. Значимый рост внутренних военных расходов, равно как и экспорта вооружений, в ближайшие годы не планируется - по оценке Макиенко, отгрузка вооружений на экспорт в этом году не превысит $4 млрд против $3,7 млрд в прошлом году. Следовательно, ожидать существенного роста в российской оборонке в этом году не приходится. По оценке ЦЭК, производство гражданской продукции в ОПК вырастет на 5 - 10%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 19, 2025
Узбекистан закупит беспилотники Airbus
Ноябрь 19, 2025
Миллионного пассажира примет аэропорт Благовещенска в 2025 году