RBC Daily
20 ноября 2013, 09:15
Сотрудник АК "Татарстан": "Болгарские инвесторы всю выручку забирали в Софию, а нам платили зарплату с кредитов"
Глава профкома инженерно-авиационных служб компании "Татарстан" Антон Бортяков рассказал корреспонденту РБК daily Александру Литому о ситуации в трудовом коллективе
- В авиакомпании "Татарстан" неоднократно задерживали зарплату?
- Периодически это случается в течение трех лет. Началось это еще при болгарских инвесторах, компании "Химимпорт", что было связано с дефицитом финансовых средств. И сейчас, от месяца к месяцу, возникают подобные задержки: для авиационной службы в больших объемах, для технической службы - в меньших. У нас очень разные зарплаты.
- В чем причина?
- Неэффективность менеджмента - мало денег зарабатываем, так я понимаю. Они нам так и отвечают. Очень большие долги, проблемы с их погашением, связанные с тем, что выручка у нас недостаточная. Мы им указывали на их несоответствие занимаемой должности. Раз в год у нас менялись директора - коммерческие и прочие, но к улучшению это не приводило. При нынешнем руководстве увеличился внешний долг - какие-то подвижки были, но ситуацию это не меняло.
- Судя по новостным сообщениям, в сентябре ваш профсоюз бастовал.
- Это была не забастовка. По 142 ст. ТК человек индивидуально отказывается от выполнения своих обязанностей до выплаты зарплаты. Отраслевые законы накладывают на нас ограничения в проведении забастовок, а индивидуальный отказ от выполнения обязанностей не ограничен.
- Это была разовая акция?
- В этом году мы делали так три или четыре раза, чтобы заставить работодателя с нами расплатиться. Мы уведомляем заранее работодателя о намерениях не приступать к работе.
- Я правильно понимаю, что частично авиакомпания находится в собственности у Татарстана? Это не помогало для решения проблем компании?
- Насколько я знаю, часть пакета акций или целиком передали холдинговой компании "Ак Барс". Сейчас почти все - и здания, и самолеты - все их. Авиакомпания - тоненькая скорлупка на всем нашем хозяйстве. "Ак Барс" - крупный республиканский холдинг.
- С чего начались трудности?
- При "Химипорте" была создана экономическая яма, когда болгарские инвесторы всю выручку забирали в Софию, а нам платили зарплату с кредитов, полученных под наше же заложенное имущество. Это была чисто отмывальная схема, разбившийся самолет тоже остался в качестве болгарского наследия. Болгарская администрация притащила к нам четыре-пять лет назад самолеты Boeing 737, чтобы мы научились работать с импортной авиатехникой. Мы рассчитывали, что она будет на полгода, ну год, а их эксплуатация затянулась. Новые самолеты только сейчас пытаются закупить. Мы и до сих пор вынуждены брать кредиты - нашей выручки не хватает даже на выдачу зарплаты. О прибыльности вообще речь не идет.
- В процессе обслуживания возникали подозрения в их возможной неисправности?
- Давайте простенько объясню. У любой техники поломки периодически случаются. Их выявляют, проводят ремонт, освидетельствование. В авиационной технике, даже когда есть подозрения в небольших неполадках, эксплуатацию самолета все равно останавливают и проверяют. Чем старше самолет, тем чаще возникает потребность в экстренном техническом обслуживании, тем больше он простаивает - он чаще стоит, чем летает. Такие самолеты экономически невыгодны. Авиакомпания до сих пор этим подрывает свою экономическую базу.
- Старые самолеты...
- Применять к самолету слово "старый" нельзя. Он либо допущен к полету, либо нет. Технические службы каждый раз ставят свою подпись, которая обусловлена даже уголовной ответственностью.
- Переход на зарубежные самолеты привел к увольнениям?
- Да, была волна сокращений в связи с массовым отказом эксплуатировать отечественную технику типа Ту-134. Целый ряд сотрудников потеряли работу - у них были допуски на отечественную технику. Меня тоже пытались сократить.
- В коллективе авиакомпании обсуждаются возможные версии трагедии?
- Эти версии я комментировать не уполномочен. Давайте дождемся заключения комиссии.
- Что будет происходить с авиакомпанией в результате катастрофы?
- Я не знаю. Поживем - увидим.
Гульназ Минниханова, пресс-секретарь авиакомпании "Татарстан":
Задержки зарплаты вообще были. Большие они или маленькие - не вам и не мне судить. Для кого-то они большие, для кого-то маленькие. Не могу ответить на вопрос, связаны ли экономические проблемы с сотрудничеством в "Химимпортом". По графику мы должны были в марте 2014 года прекратить эксплуатацию этого "Боинга". В планах авиакомпании - нарастить парк самолетов типа аэробус до 15 штук. Самолеты "Гранд Караван" у нас вообще новые, у наших аэробусов средний возраст - шесть-семь лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
