О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сотрудник АК "Татарстан": "Болгарские инвесторы всю выручку забирали в Софию, а нам платили зарплату с кредитов"

Глава профкома инженерно-авиационных служб компании "Татарстан" Антон Бортяков рассказал корреспонденту РБК daily Александру Литому о ситуации в трудовом коллективе

Глава профкома инженерно-авиационных служб компании "Татарстан" Антон Бортяков рассказал корреспонденту РБК daily Александру Литому о ситуации в трудовом коллективе. Он воздерживается от выдвижения версий причин авиакатастрофы 17 ноября в Казани, но отмечает, что в "Татарстане" не думали, что им много лет придется использовать разбившийся самолет.

- В авиакомпании "Татарстан" неоднократно задерживали зарплату?

- Периодически это случается в течение трех лет. Началось это еще при болгарских инвесторах, компании "Химимпорт", что было связано с дефицитом финансовых средств. И сейчас, от месяца к месяцу, возникают подобные задержки: для авиационной службы в больших объемах, для технической службы - в меньших. У нас очень разные зарплаты.

- В чем причина?

- Неэффективность менеджмента - мало денег зарабатываем, так я понимаю. Они нам так и отвечают. Очень большие долги, проблемы с их погашением, связанные с тем, что выручка у нас недостаточная. Мы им указывали на их несоответствие занимаемой должности. Раз в год у нас менялись директора - коммерческие и прочие, но к улучшению это не приводило. При нынешнем руководстве увеличился внешний долг - какие-то подвижки были, но ситуацию это не меняло.

- Судя по новостным сообщениям, в сентябре ваш профсоюз бастовал.

- Это была не забастовка. По 142 ст. ТК человек индивидуально отказывается от выполнения своих обязанностей до выплаты зарплаты. Отраслевые законы накладывают на нас ограничения в проведении забастовок, а индивидуальный отказ от выполнения обязанностей не ограничен.

- Это была разовая акция?

- В этом году мы делали так три или четыре раза, чтобы заставить работодателя с нами расплатиться. Мы уведомляем заранее работодателя о намерениях не приступать к работе.

- Я правильно понимаю, что частично авиакомпания находится в собственности у Татарстана? Это не помогало для решения проблем компании?

- Насколько я знаю, часть пакета акций или целиком передали холдинговой компании "Ак Барс". Сейчас почти все - и здания, и самолеты - все их. Авиакомпания - тоненькая скорлупка на всем нашем хозяйстве. "Ак Барс" - крупный республиканский холдинг.

- С чего начались трудности?

- При "Химипорте" была создана экономическая яма, когда болгарские инвесторы всю выручку забирали в Софию, а нам платили зарплату с кредитов, полученных под наше же заложенное имущество. Это была чисто отмывальная схема, разбившийся самолет тоже остался в качестве болгарского наследия. Болгарская администрация притащила к нам четыре-пять лет назад самолеты Boeing 737, чтобы мы научились работать с импортной авиатехникой. Мы рассчитывали, что она будет на полгода, ну год, а их эксплуатация затянулась. Новые самолеты только сейчас пытаются закупить. Мы и до сих пор вынуждены брать кредиты - нашей выручки не хватает даже на выдачу зарплаты. О прибыльности вообще речь не идет.

- В процессе обслуживания возникали подозрения в их возможной неисправности?

- Давайте простенько объясню. У любой техники поломки периодически случаются. Их выявляют, проводят ремонт, освидетельствование. В авиационной технике, даже когда есть подозрения в небольших неполадках, эксплуатацию самолета все равно останавливают и проверяют. Чем старше самолет, тем чаще возникает потребность в экстренном техническом обслуживании, тем больше он простаивает - он чаще стоит, чем летает. Такие самолеты экономически невыгодны. Авиакомпания до сих пор этим подрывает свою экономическую базу.

- Старые самолеты...

- Применять к самолету слово "старый" нельзя. Он либо допущен к полету, либо нет. Технические службы каждый раз ставят свою подпись, которая обусловлена даже уголовной ответственностью.

- Переход на зарубежные самолеты привел к увольнениям?

- Да, была волна сокращений в связи с массовым отказом эксплуатировать отечественную технику типа Ту-134. Целый ряд сотрудников потеряли работу - у них были допуски на отечественную технику. Меня тоже пытались сократить.

- В коллективе авиакомпании обсуждаются возможные версии трагедии?

- Эти версии я комментировать не уполномочен. Давайте дождемся заключения комиссии.

- Что будет происходить с авиакомпанией в результате катастрофы?

- Я не знаю. Поживем - увидим.

Гульназ Минниханова, пресс-секретарь авиакомпании "Татарстан":

Задержки зарплаты вообще были. Большие они или маленькие - не вам и не мне судить. Для кого-то они большие, для кого-то маленькие. Не могу ответить на вопрос, связаны ли экономические проблемы с сотрудничеством в "Химимпортом". По графику мы должны были в марте 2014 года прекратить эксплуатацию этого "Боинга". В планах авиакомпании - нарастить парк самолетов типа аэробус до 15 штук. Самолеты "Гранд Караван" у нас вообще новые, у наших аэробусов средний возраст - шесть-семь лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка