Известия
26 ноября 2013, 09:27
РКК "Энергия" требует у Boeing $430 млн
РКК "Энергия" в опубликованном отчете за III квартал 2013 года сообщила о крупном иске к корпорации Boeing
1 февраля 2013 года в суд центрального округа Калифорнии поступило заявление Boeing и BCSC по обязательствам консорциума Sea Launch ("Морской старт"). Иск содержит четыре требования: два из них (суммарно на $222 млн) обращены к РКК "Энергия" и ее дочерним структурам, имеющим отношение к "Морскому старту", - Energia Overseas LLC и Energia Logistics Ltd. Еще два требования - на $133 млн - к днепропетровским "Южмашзаводу" и КБ "Южное"; это производители ракет "Зенит", также участвующие в проекте "Морской старт".
"Энергия" сообщает, что иск на $430 млн был подан 5 июля. Почему предъявлена именно такая сумма, представители компании пояснить отказались. По приведенным в отчете оценкам юристов, судебное разбирательство может продолжаться не менее двух лет.
В российском офисе Boeing иск "Энергии" оставили без комментариев. Известно, что в суде рассматриваются разногласия партнеров по консорциуму Sea Launch, касающиеся "Соглашения о создании компаний Sea Launch" 1995 года и "Соглашения о гарантиях и обеспечении" 1996 года. "Энергия", которой с 1995 по 2010 год принадлежало 25% в консорциуме Sea Launch, уже пыталась оспорить эти соглашения в арбитраже Московской области, но проиграла (решение принято в феврале этого года).
В "Соглашении о гарантиях и обеспечении" было зафиксировано, что если одна из сторон берет на себя ответственность по привлекаемому для нужд проекта кредиту, то другие акционеры Sea Launch несут по нему пропорциональную размеру участия ответственность. Имея в виду этот пункт договора, Sea Launch в 2004 году привлек $270 млн под гарантии Boeing и Kvaerner (норвежская судостроительная компания, участник Sea Launch), а в 2005 году по аналогичной схеме - еще $200 млн. При этом по каждому кредитному договору все участники Sea Launch подписывали согласие на получение кредита.
Время расчетов настало летом 2009 года: к этому моменту Sea Launch уже фактически обанкротился, а Boeing решила выйти из проекта и закрывала финансовые обязательства, выплатив кредиторам $448 млн. На долю американской корпорации пришлось $179 млн. Kvaerner свою часть долга вернула Boeing частями в 2009-2010 годах. А "Энергия" и "Южмаш" (последнему до банкротства принадлежало 10% в Sea Launch) платить отказались. "Энергия" вскоре после этого приобрела активы обанкротившегося Sea Launch - буксируемую пусковую платформу и командное судно.
Эксперты считают бессмысленными дальнейшие действия по спасению "Морского старта" в силу меняющейся конъюнктуры рынка пусковых услуг.
- Не могу себе представить, чтобы "Энергия" выиграла в США такой иск у Boeing, притом что проиграла его в российском суде, - говорит ведущий аналитик некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Андрей Ионин. - Эти многолетние судебные тяжбы не имеют смысла: сегодня уже абсолютно очевидно, что проект "Морской старт" лишен коммерческих перспектив. С выходом на рынок пусковых услуг новых носителей от SpaceX - Falcon 9 - можно смело заявить, что шансов на успех "Морского старта" больше не существует в природе.
Эксперту очевидно, что ничего, кроме новых убытков, этот проект приносить не будет. В этом году "Морской старт" осуществил всего один запуск, и тот аварийный.
- А чтобы проект не приносил убытков, нужно 5-6 пусков в год. Поэтому надо уже принять решение, обанкротить его и закрыть, - не сомневается Ионин.
Самый грузоподъемный вариант носителя Falcon 9 - Falcon Heavy, способный выводить на геопереходную орбиту (ГПО) до 19,5 т, по заявлению главы SpaceX Элона Маска, начнет полеты в 2014 году. При этом объявленная ранее цена запуска аппарата с помощью Falcon Heavy составит около $78 млн. Это вполне конкурентоспособный ценовой диапазон: старты "Зенитов" и "Протонов" ранее стоили до $100 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
Ученые СКФУ разрабатывают дроны-спасатели для ликвидации последствий ЧС