О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разбившийся в Казани Boeing попал в Россию из-за кризиса

В правительстве Татарстана рассказали, почему был заключен контракт с инвесторами, поставившими республиканской авиакомпании старые самолеты

Правительство Республики Татарстан, которое через ЗАО "Тат-аэро" владеет печально известной авиакомпанией "Татарстан", в разгар кризиса 2008 года заключило договор с болгарскими инвесторами на реконструкцию аэропорта и поставку самолетов, потому что выбирать ему было не из чего. Об этом "Известиям" рассказали представители республиканского министерства земельных и имущественных отношений. Выбор властей себя так и не оправдал: болгары поставили в "Татарстан" старые самолеты и отказались вкладываться в подготовку к Универсиаде-2013. Сами болгарские инвесторы утверждают, что им просто не дали возможности обновить авиапарк АК "Татарстан" современными Airbus А320.

В министерства земельных и имущественных отношений Татарстана "Известиям" пояснили, что в 2008 году они фактически были вынуждены подписать инвестиционный меморандум с болгарскими компаниями Bulgarian Aviation Group (BAG) и "Ескана Русия" (ER) о реконструкции республиканского аэропорта и обновлении авиапарка АК "Татарстан" на общую сумму $70 млн. При этом представители BAG и ER вошли в состав акционеров АК "Татарстан" и заняли три из шести кресел в совете директоров авиакомпании.

- 2008-й был годом кризиса, и найти инвестора для серьезных проектов было сложно, -сообщил "Известиям" замминистра земельных и имущественных отношений республики Татарстан Фарит Мусин. - И других вариантов с инвесторами, в том числе с иностранными, тогда не просматривалось.

По словам Мусина, болгарская команда к тому же хорошо знала специфику российского законодательства, требования и особенности авиаперевозок. А исполнительный директор компании Bulgarian Aviation Group до этого уже шесть работал в России.

Злополучный Boeing, разбившийся в казанском аэропорту 17 ноября, попал в "Татарстан" именно по этому контракту. В момент аварии ему было 23 года: свой первый полет он совершил 18 июня 1990-го. Первые годы он выполнял рейсы в Южной Америке, затем самолет продали компании Uganda Airlines в Африку, где его эксплуатировали порядка 10 лет. Всего же он сменил семь авиакомпаний, а 18 декабря 2008 года оказался в "Татарстане".

Мусин рассказал, что первые два года работа с болгарскими инвесторами "строилась на конструктивной основе, в рамках делового сотрудничества", однако некоторые разногласия начались во время подготовки к Универсиаде-2013 в Казани, когда для реконструкции аэропорта потребовались дополнительные финансовые вложения.

- У нас было два варианта: либо привлечь кредиты, либо вложить собственные деньги акционеров, - сообщил "Известиям" Фарит Мусин. - Российская сторона настаивала на том, чтобы и болгары, и российские акционеры вкладывали средства самостоятельно пропорционально своим долям в уставном капитале. Болгарские инвесторы предлагали брать кредиты.

Замминистра пояснил, что по обоюдному согласованному решению болгарские партнеры вышли из состава акционеров, их долю выкупило правительство Татарстана.

- В настоящее время все отношения с представителями BAG и ER прекращены, - сказал "Известиям" Мусин.

Когда болгарские инвесторы вышли из проекта, у "Татарстана" остались старые самолеты, а аэропорт Казани пришлось в экстренном порядке реконструировать за казенный счет.

У болгарских инвесторов своя правда. Исполнительный директор компании Bulgarian Aviation Group Пламен Атанасов ранее рассказал "Известиям", что обновление авиапарка "Татарстана" предусматривалось в несколько этапов. Первый - вывести из эксплуатации старые российские самолеты еще советской постройки и купить "иномарки" - Boeing 737 - по схеме оперативного лизинга. Второй этап предусматривал замену старых американских самолетов на новейшие и современные европейские авиалайнеры семейства Airbus А320. По словам бизнесмена, российские власти так и не дали им завершить эти планы.

- Все было благополучно до 2011 года. Однако затем в рамках Федеральной стратегии развития авиационной отрасли в России в авиационных кругах широко тиражировалась позиция официальной Москвы о необходимости укрупнения авиапредприятий, вплоть до сокращения общего количества авиаперевозчиков в России до 3-4 компаний в течение следующих нескольких лет. На этой волне ОАО "Авиакомпания "Татарстан" было рекомендовано произвести слияние с ОАО "Ак Барс Аэро", - рассказал Атанасов.

Иностранные инвесторы, как они говорят, решили, что в этой ситуации им невыгодно дальнейшее сотрудничество с авиакомпанией "Татарстан", и в 2011 году вышли из совместного управления. Airbus так и не были поставлены в рамках обновления авиапарка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка