inoСМИ.Ru
3 декабря 2013, 08:57
Как Китай планирует использовать Су-35 ("The Diplomat", Япония)
С покупкой усовершенствованных истребителей Су-35 Китай получит важные новые возможности
Су-35 - это далеко не первая машина Сухого, вызывающая интерес у китайских военных. Как уже сообщалось на страницах The Diplomat, военные КНР всячески превозносят Су-30МКК и его китайскую версию J-16, заявляя, что эта машина позволит им проецировать свою силу в районе Южно-Китайского моря.
В июне этого года в китайских и российских СМИ появились сообщения, указывающие на достижение договоренности о покупке многоцелевых истребителей Су-35, однако их в качестве официальных никто не рассматривал, поскольку и в китайских, и в российских средствах массовой информации целый год публиковались весьма противоречивые материалы. Как-то раз российские источники заявили, что сделка состоялась, однако китайское Министерство обороны категорически опровергло данное заявление. Тем не менее, в январе две страны создали предпосылки для поставок этих самолетов, достигнув принципиального согласия о том, что Россия продаст Су-35 в Китай.
Остается очень важный вопрос о том, какое количество самолетов закупит КНР. Китайская газета Global Times сообщила этим летом, что группа представителей КНР побывала в Москве с целью оценки Су-35, и что Пекин начнет закупать эти передовые машины "в значительных количествах". Означает ли это, что Китай приобретет более 48 самолетов, о чем пресса писала год назад? Это неясно. Есть свидетельства того, что переговоры продолжаются, а это указывает на сильное желание китайских военных покупать истребители Сухого.
Китайская авиация по сей день во многом зависит от России. Внимание средств массовой информации приковано к внутренним китайским программам и разработкам малозаметных истребителей-бомбардировщиков и вертолетов. Совершенствование боевого потенциала китайской авиации стало широко распространенной темой, и каждый месяц появляются все новые сообщения о ее программах. Производственные и конструкторские возможности в рамках таких авиационных проектов получили значительное развитие, однако если заглянуть "под капот", то там мы зачастую увидим российские двигатели. Китай продолжает копировать и красть российские двигательные технологии, потому что очень хочет создавать двигатели самостоятельно. На самом деле, закупка Су-35 отнюдь не представляет собой изменение в предпочтениях китайского военного командования. Приобретение Су-35 указывает на то весьма щекотливое положение, в котором сегодня оказался Китай как крупный покупатель и производитель оружия российских в основном образцов. Опора на собственные силы всегда была очень важна для Пекина, однако ее превзошла стратегическая потребность в быстром приобретении самых современных систем вооружений. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 1991 года Китай начал закупать истребители большой дальности Су-27 (это более старая родственная модель Су-35).
Россия по вполне понятным причинам была недовольна, когда ее главный экспортный продукт начали производить в Китае под названием J-11 без лицензионного соглашения. Российские СМИ ранее сообщали, что Москва решила не продавать эту машину, опасаясь, что КНР скопирует ее и сама начнет поставлять на экспорт, ослабив позиции очень важного для России экономического сектора. Похоже, что сейчас Россия пытается найти баланс между своим страхом перед китайским копированием и своим желанием (либо потребностью) продавать оружие.
Анализ закупок Су-35 с точки зрения китайских стратегических потребностей и через призму происходящих событий, таких как последние территориальные споры и перебранки с соседями, дает четкое понимание того, почему Китай с таким желанием закупает самолеты Су.
Если говорить просто, Су-35 - это сегодня лучший в мире истребитель без характеристик малозаметности. На Западе малозаметность стала ведущей чертой конструкции самолетов, но для китайских потребностей важнее другие факторы. Что еще неожиданнее, такой показатель, как превосходство в воздушной бою, не является ключевым коммерческим преимуществом Су-35. Эта машина обеспечивает китайским военным преимущества над F-15 и прочими самолетами, имеющимися на вооружении у их соседей, таких как Япония. Однако эта современная русская машина не дает Китаю каких-то особых новых возможностей в зонах конфликтов, скажем, в небе над Тайваньским проливом. Там или неподалеку от Японии у островов Сенкаку/Дяоюйтай можно в больших количествах задействовать самолеты-перехватчики и многоцелевые истребители типа J-10. Нет, преимущество Су-35 скорее в его скорости и емкости топливных баков. Подобно Су-27, Су-35 создавался для патрулирования огромного воздушного пространства России и для противодействия угрозам, возникающим вдалеке от густонаселенных городских центров. ВВС НОАК сталкивается с аналогичными проблемами.
Одна из таких проблем это Южно-Китайское море. Его огромная акватория в 2,25 миллиона квадратных километров, китайские притязания, нашедшие отражение в знаменитой "линии девяти пунктиров", представляют серьезные трудности для имеющихся в НОАК истребителей. В настоящее время китайские истребители морской авиации наземного базирования могут выполнять ограниченные задачи по патрулированию в южных районах этого моря, но их запас топлива серьезно ограничивает время такого патрулирования. Чтобы обеспечить исполнение своих требований и претензий с суши в моменты кризиса, Китаю нужны самолеты с такой скоростью и радиусом действия, какими обладает Су-35. Возможно, эта машина как раз и призвана обеспечить территориальные притязания КНР, сдержать остальных претендентов, а также создать дополнительный эшелон обороны в случае эскалации напряженности. И здесь важнее всего топливо.
Одно важное преимущество Су-35 над Су-27/J-11B состоит в том, что он может летать с подвесными топливными баками. Отсутствие таких баков у Су-27 серьезно ограничивает его возможности, так как он не может осуществлять дозаправку в воздухе. А Су-35 может, и это еще один важный фактор для китайской стратегии увеличения времени пребывания в зоне выполнения боевой задачи и дальности полета. Такое время считается отдельно от времени подлета к цели и времени возвращения на аэродром. В целом существует три способа увеличить это время ожидания. Небольшие и менее скоростные летательные аппараты, такие как американский Predator и прочие беспилотники, могут непрерывно находиться в воздухе часами, поскольку у них длиннее крылья и меньше вес из-за отсутствия летчика. Еще два способа - это увеличение емкости топливных баков и дозаправка. В Китае начали осуществлять программу воздушной дозаправки, но она еще не показала себя в полной мере и в настоящее время не рассчитана на морскую авиацию. В книге "Китайская воздушно-космическая мощь: меняющиеся роли на море" (Chinese Aerospace Power: Evolving Maritime Roles) дается прогноз о том, что эта программа начнет действовать в период с 2015 по 2020 годы.
Су-35 даже с одними внутренними баками имеет значительные преимущества по сравнению с Су-27, который может осуществлять лишь быстрые облеты горячих точек, таких как Тростниковый Берег и Риф Скарборо. То дополнительное время, которое эта машина может проводить в воздухе, очень важно, поскольку Китай намерен противостоять действиям Филиппин и прочих региональных игроков. Машина с такой большой дальностью полета сможет осуществлять "демонстрацию флага" намного дольше, а также будет быстро перехватывать филиппинские самолеты в этих районах. Су-35 превосходит по дальности полета и стрельбы все филиппинские и вьетнамские самолеты (да и надводные суда, раз уж на то пошло), делая противоборствующие территориальные претензии неуместными.
Именно такую ситуацию "свершившегося факта" стремится создать КНР, вытесняя филиппинцев с рифа Скарборо и совершая облеты спорных районов в Восточно-Китайском море. Пекин хочет создать подавляющее китайское присутствие в районах своих территориальных притязаний, оставляя сопернику лишь два варианта действий: наращивать напряженность и проиграть в случае военных действий, или согласиться на постоянное присутствие китайских военных. Имея возможность совершать продолжительные полеты над значительной частью Южно-Китайского моря, ВВС НОАК наверняка будет активизировать воздушное патрулирование. Это может привести к более частым стычкам в различных местах, породит больше возможностей для возникновения незначительных кризисных ситуаций и позволит Китаю создавать новые "факты на местах", чтобы затем приступить к переговорам о мирном урегулировании. Такой потенциал в сочетании с уже немалыми силами баллистических ракет и прочим оружием "воспрещения доступа" дает Пекину важные козыри и выступает в качестве фактора сдерживания военных действий. Китай получает возможность проецировать свою военную мощь над значительной частью территории Юго-Восточной Азии и над большинством стран АСЕАН.
Самолет с большей дальностью полета является не только силой устрашения, способной дольше пребывать в зоне выполнения боевой задачи. Такие районы, как Хайнань, более уязвимы для ударов крылатых ракет и сил авианосного базирования, чем те, что расположены за ощетинившимся частоколом китайской ПВО. Из-за плотной зоны радарного покрытия, самолетов-перехватчиков меньшей дальности и мощных зенитно-ракетных комплексов заманчивее всего развертывать самолеты на континентальной части Китая. Однако Су-35, обладая большей дальностью, может без особых трудностей долететь из внутренних материковых районов до многих мест в Южно-Китайском море.
Патрульные самолеты Су-35 наземного базирования и большой дальности -это один из лучших способов поддержания Китаем возможностей по воспрещению доступа в эти районы другим претендующим на них странам. Эта задача приобретает еще большую актуальность сейчас, когда Соединенные Штаты объявили о своих планах направить в регион самолеты F-35, которые, скорее всего, будут размещены на важных базах в Корее и Японии.
У США и их союзников может возникнуть нестыковка по возможностям между устаревающими самолетами и направляемыми туда F-35. А вот Китай быстро снимает с вооружения старые образцы техники, модернизирует более современные системы и пытается приобретать самолеты поновее. Су-35 является важным шагом в этом направлении.
Су-35 не может выступать на равных с американским F-22. Однако количество этих машин незначительно, а риск их применения невелик, в связи с чем Су-35 какое-то время будет превосходить любую имеющуюся в этом регионе авиатехнику. И хотя Су-35 обладает гораздо большей маневренностью, чем Су-27, наличие сходств между Су-35 и более ранними машинами Сухого означает минимизацию усилий на систему тылового обеспечения и переучивание летчиков. Это, в свою очередь, повышает состояние годности к эксплуатации и боевому применению. Пока неясно, где именно будут использоваться Су-35 - в ВВС НОАК или в морской авиации. Но если они будут дислоцироваться на авиабазе Суйси в Гуандуне, войдя в состав 2-й дивизии со штабом в Чжаньцзяне (в/ч 95357), то эти машины дополнят самолеты Су-27, уже базирующиеся там. Еще один выгодный вариант представляет собой база морской авиации в Линшуй, провинция Хайнань (она известна тем, что там в 2001 году совершил экстренную посадку американский самолет-разведчик EP-3. Су-35 могут заменить базирующиеся там в настоящее время и быстро устаревающие самолеты J-8B.
Применяемые в создании Су-35 технологии пойдут на пользу китайской авиации, однако еще большая выгода заключается в том, что они будут выполнять задачи по сдерживанию и устрашению в Южно-Китайском море. Развернутые там в настоящее время силы Китая и без этого способны нанести значительный урон потенциальному противнику, такому как Филиппины. Эта страна не может результативно противостоять территориальным притязаниям КНР, не обладая боеспособными ВВС и ВМС, которые включают в свой состав главным образом бывшие катера береговой охраны США постройки 1960-х годов. Поскольку самолеты Сухого обладают большей дальностью по топливу и способны осуществлять дозаправку в воздухе, они смогут дольше находиться на боевом патрулировании и осуществлять перехват, действуя в рамках обеспечения территориальных требований. А если заглянуть в будущее, то сочетание Су-35, имеющихся на вооружении китайских истребителей меньшей дальности, современных зенитно-ракетных комплексов, баллистических и крылатых ракет большой дальности позволит создать мощную, глубоко эшелонированную систему обороны для отстаивания китайских притязаний, которая отобьет у других стран охоту вмешиваться в случае конфликта Китая с соседями....
Авторские права на данный материал принадлежат «inoСМИ.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции