Бизнес-Online
6 декабря 2013, 20:50
Дмитрий Медведев о крушении "Боинга": "Случай очень странный..."
На стол премьера России положили секретный доклад об авиакатасрофе в Казани, который его чем-то поразил
Сегодня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прервал молчание первых лиц страны и прокомментировал в интервью федеральным телеканалам авиакатастрофу в Казани. Отвечая на вопросы журналистов, он призвал не делать скоропалительных выводов, проговорившись о неоднозначности ситуации, и при этом сослался на некий "доклад". Газета "БИЗНЕС Online" попросила людей, связанных с авиационной отраслью, ответить на вопрос, что они считают странным в этой страшной катастрофе, причины которой широкой общественности по-прежнему неизвестны.
"Я ничего не хочу сказать плохого в адрес той компании..."
Проблемы авиатранспортной отрасли обсуждали сегодня в прямом эфире телеканала "Россия 1". На вопросы отвечал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Среди прочего, он отметил, что в России стало меньше нормальных самолетов, но в то же время больше перевозчиков. "Я сейчас ничего не хочу сказать плохого в адрес той компании, которая эксплуатировала этот самолет, - отметил Медведев, подразумевая авиакомпанию "Татарстан" (АКТ). - Пусть с ней разбираются: нужно - сохранят, не нужно - отзовут лицензию. Вопрос в том, что эти авиакомпании должны быть безопасными". "Мы должны создать нормальную авиационную отрасль в нашей стране, - заявил премьер. - Это связано и со строительством самолетов, и с их эксплуатацией".
Самый поразмтельный момент в интервью был следующий. Говоря о катастрофе "Боинга", он отметил: "Сейчас идет расследование, занимаются этим и наши структуры, занимаются несколько стран. Результаты должны быть предъявлены, чтобы не строить предположений. Анализируются все данные, включая речевой и параметрический самописцы. Надо в этом разобраться, случай очень странный. Я вчера получал доклад очередной... Но пока здесь рано какие-то выводы делать".
"Летчик так не управляет..."
Что мог иметь в виду премьер, говоря о "странном случае"? С этим вопросом газета "БИЗНЕС Online" обратились к специалистам в области авиации.
Роман Гусаров - главный редактор портала Aviaru.net:
- Я с Медведевым совершенно согласен. Во-первых, сейчас выводы делать рано. А то много шума подняли: опять вспомнили про контрафактные запчасти, придумали недоученных пилотов, старые самолеты и все такое прочее. По сути, ничто из этого не подтверждается. В том-то и странность - нет очевидной причины, а катастрофа произошла. И самолет, вроде был исправен, и отказов не было, и котрафактных запчастей не было, и пилоты были подготовлены, и ошибок не допускали, а катастрофа есть.
Здесь стоит вспомнить об обстоятельствах гибели самолета Як-42 с хоккейной командой в Ярославле. Тогда они тоже казались странными. Тоже было очень много шума, криков. Но никто не мог и представить, что выяснится в итоге. Даже версии такой не было... Выяснилось, что пилот во время взлета непроизвольно нажимал ногой на тормоз. То есть обстоятельства действительно странными оказались... Вот и в казанском случае надо выяснить, что на самом деле произошло. Думаю, что МАК не ограничится расшифровкой черных ящиков, - сделает компьютерное моделирование.
Версий насчет теракта даже не слышал. Но, не зная итогов расследования, не можем ни одну из версий исключать. Можно десятка полтора набрать факторов, которые на данном этапе и определить-то невозможно.
Справедливо ли то, что нам предъявят подделанные записи самописцев? Были такие опасения после той же катастрофы в Ярославле. Но МАК в этом отношении привел убедительнейшие доказательства. При этом пригласив прессу и показав целый фильм - с компьютерным моделированием, с показаниями приборов, записями переговоров экипажа и диспетчеров и так далее. И вопросов почти ни у кого не осталось. А вот, например, по итогам катастрофы "Суперджета" в Индонезии этого сказать совершенно нельзя. Нам предъявили только стенограмму разговоров пилотов, а саму запись (что самое важное) как доказательство не предъявили. Здесь какие-то подозрения могут быть.
То есть вопрос и в том, насколько качественно будет сделан отчет межгосударственного авиационного комитета (МАК). Конечно, нельзя исключать и политической составляющей - погибли и сын президента Татарстана и начальник республиканского управления ФСБ. Можно подозревать все что угодно, но здесь вопрос такой... Если тут и будет желание что-то сфальсифицировать, то вовсе не у МАКа, а у других структур. И надо помнить, что МАК не определяет виновных в катастрофе, а проводит только техническую экспертизу и делает выводы о причине катастрофы, а виновных определяет прокуратура на основе материалов, представленных МАКом и на основе следственных действий, которые проводятся в аэропортах, авиакомпаниях и так далее. Это я к тому, что окончательное заключение делают следственные органы, МАК выполняет только техническую часть, не надо все валить на него.
Владимир Гайнутдинов - завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ:
- Что удивляет? Первые результаты расшифровки параметрического самописца с показаниями приборов обнародовали неожиданно быстро, а сведений о том, что есть на речевом, до сих пор нет. А ведь, как я понимаю, по обоим самописцам они могли месяц ничего не сообщать, дескать, ведется работа, в свое время все сообщим. Это первое.
Второе. Если, к примеру, ваш автомобиль несется в стену, вы, как бы ни было это безнадежно, изо всех сил упираетесь в тормоз, будете что-то кричать. Между тем, проскочили данные, что когда самолет несся к земле, пилоты словно не притрагивались к штурвалам. Кстати, речевой самописец дожжен зафиксировать "обмен информацией" в этот момент - команды, крики, наконец. А то 20 секунд ты, к примеру, несешься в стенку на автомобиле, и все это время сидишь спокойно, молча, не нажимая на педали... Я экспертных заключений делать неправомочен, но я просто задаю вопросы. Такое может быть? Вы помните катастрофу под Пермью, там же в расшифровке все это было: "Ты что?! Куда?! Твою мать!" И так далее. Поэтому, если самописец не читается, ладно, поверим. А если читается - озвучьте. Правда, у них еще месяц не прошел... Но уж если Медведев сказал "случай очень странный", значит, действительно, странный.
Валерий Портнов - пилот-инструктор "Ак Барс Аэро", заслуженный пилот России:
- Есть странность. Я попросил: дайте хотя бы взглянуть, что на расшифровке. Я много занимался расшифровками в свое время. Если какие-то недочеты в полете были, нарушения, мы же расшифровываем записи, анализируем их. То есть здесь непонятно.
Так вот, такое ощущение, будто руль высоты перекладывался с постоянной скоростью на пикирование, будто какой-то механизм работал и отклонял руль высоты по какой-то заданной математической формуле. Происходила перекладка рулей высоты с постоянной угловой скоростью на пикирование. Будто что-то намеренно вводило самолет в пикирование. Так не бывает. Летчик так не управляет: он либо отдает штурвал от себя, либо берет штурвал на себя. А тут такое ощущение, что он постоянно штурвал толкал-толкал-толкал. И притом с одинаковым усилием. Может быть, я ошибаюсь, но... Было бы понятно, если бы они переложили штурвал и на какой-то момент задержали, а будто с постоянной скоростью отклоняли штурвал от себя. Не может человек отклонять штурвал от себя с такой постоянной скоростью, а будто какой-то барабан вращался и перекладывал руль на пикирование.
Об этом я спросил и представителей МАКа. Они говорят: сейчас не можем сказать, что это такое, будем разбираться. Думаю, результаты будут месяцев через пять... Не знаю, что премьер имел в виду - может, другие странности. Кстати, в связи с катастрофой вышел приказ, как компаниям усилить летную, методическую работу. А кроме этого, предписывается на всех самолетах проверить продольное управление, а это как раз руль высоты и стабилизатор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции