Московский комсомолец
9 декабря 2013, 17:52
Глава Росавиации - об обысках в связи с катастрофой "Боинга", подготовке пилотов и чиновничьем лобби
Александр Нерадько: "У нас в стране есть представители бизнеса, для которых деньги - главное, и борьба за их количество затмевает всякий здравый смысл"
Что это за "сомнительные" центры, когда и почему они ликвидированы, какие документы изымали следователи - обо всем этом "МК" рассказал глава Росавиации Александр Нерадько.
- В тот день я находился на форуме "Транспортная неделя - 2013" в Гостином Дворе, и тут вдруг меня начинают забрасывать информацией: у вас в ведомстве - обыски. Я, конечно, не понял, что происходит, но сразу приехал на работу, там все и выяснил.
- Говорят, обыск был прямо в вашем кабинете?
- Если бы обыск был в моем кабинете, я бы, наверное, сейчас с вами тут уже не разговаривал. Собственно никаких вскрытий дверей или сейфов вообще не происходило. Просто пришли представители Следственного комитета, предъявили постановление о выемке необходимых им документов. Мы выделили им помещение для работы и предоставили то, что они у нас попросили. Все происходило в рабочем порядке. Честно говоря, я с работниками СКР даже не успел встретиться. Но мои сотрудники рассказали, что следователей интересовали в основном документы 2008-2009 годов, касающиеся сертификации авиационных учебных центров. В то время я на этой "вахте" еще не стоял, занимался аэронавигационной службой. Хотя, я не исключаю, что позже следствие захочет более широко посмотреть на многие вещи, так что если потребуется, мы предоставим и документы высшей квалификационной комиссии, и любые другие бумаги за последующие годы.
Но пока следователей интересует как раз тот период, когда пилоты разбившегося "Боинга" проходили переподготовку в рамках целевой программы переучивания из бортмехаников, бортинженеров, штурманов в пилоты. С такой инициативой в то время выступил профсоюз летного состава. И в этом не было ничего неправедного, это - нормальная практика…
- Ну да, люди, имеющие непосредственное отношение к авиации, в сложные для нее времена не должны были остаться на улице…
- Конечно, ранее они летали в кабине самолетов как штурманы, бортмеханики, бортинженеры… При переучивании все они проходили сначала теоретическую подготовку. Затем им было необходимо дать 200 часов налета на маленьких учебно-тренировочных самолетах. Но в то время классические авиационные училища гражданской авиации не могли справиться с подготовкой еще сотни человек. Тогда их подготовку отдали как бы на аутсорсинг в авиационные учебные центры, где имелись инструкторы и самолеты. Одним из них был Калужский учебный авиационный центр, а так же Северо-Западный. Именно там переучивались погибшие в Казани пилоты.
По окончании программы переучивания, в таких центрах на выпускников готовили соответствующие документы, а затем на основании этих бумаг авиационные власти уже выдавали свидетельства летчикам.
- Официальный представитель СКР Владимир Маркин сказал, что центры, где переучивались погибшие пилоты, "к настоящему времени ликвидированы". Когда это произошло и почему?
- Их закрыли из-за недостатков в работе…
- … когда вы уже руководили Росавиацией?
- Нет, раньше. Сертификат Калужского центра аннулирован 12 ноября 2008 года, а Северо-Западного - 18 января 2009 года после того, как проверки Ространснадзора и Росавиации указали на существенные нарушения в их деятельности. Какие точно, сегодня сказать не берусь, но там вполне могли быть и какие-то приписки, и что-то еще. Поэтому сейчас мы сами проводим проверку всех пилотов, которые переучились по той целевой программе, причем не только в двух учебных центрах - Калужском и Северо-Западном - но и в других тоже.
- Зачем вообще нужны такие учебные центры, если подготовка в них вызывает серьезное недоверие?
- Позиция Росавиации сейчас такова: у нас есть шесть летных учебных заведений гражданской авиации…
- …то есть, государственных?
-… именно государственных.
- Они подчиняются вам или министерству образования?
- Минобразования. Это государственные образовательные учреждения, которые получают от Минобразования лицензию. Наша задача - формирование там программ подготовки летного состава. И мы активно выступаем за то, чтобы готовить пилотов коммерческой гражданской авиации только в этих вузах.
Но, к сожалению, есть другое, противоположное мнение… Его отстаивают сторонники так называемой либерализации. Они за то, чтобы готовить пилотов в частных школах. Доказывая свою позицию, они ссылаются на зарубежный опыт.
Нам этот опыт тоже хорошо знаком. А еще мы знаем, что там, начиная с детских лет, люди по воскресеньям в церковь ходят, и знаем, какие там правопослушные граждане живут. У нас, к сожалению, ситуация иная. Именно с учетом этой ситуации мы как раз и выступаем за подготовку коммерческих пилотов, - подчеркиваю, не частных (их пускай готовят в частных школах), а именно коммерческих, то есть тех, что потом будут возить пассажиров в авиакомпаниях, - исключительно на профессиональной основе в государственных образовательных учреждениях.
- А мы тут с коллегами на днях открыли сайт одной из наших ведущих авиакомпаний, и увидели там объявление о наборе желающих получить профессию коммерческого летчика в учебном центре этой авиакомпании. Пилотом обещают сделать любого, кто имеет высшее техническое образование и готов оплатить обучение.
- Вот мы как раз категорически выступаем против этого, иначе в небе наступит беспредел. Но, к сожалению, у нас в стране есть представители бизнеса, для которых деньги - главное, и борьба за их количество затмевает всякий здравый смысл. При этом многие из этих людей прикрываются словами о необходимости поднимать и развивать частную, региональную авиацию. Все верно. Только главным при этом должны стать вопросы безопасности полетов. Остальное - приходящее. Жизнь человека настолько ценна, что пренебрегать ею преступно.
- Да, но тогда почему у Росавиации, наравне с государственными летными училищами, до сих пор имеется более 100 таких вот "сомнительных" учебных центров, работу которых вы сейчас критикуете?
- На самом деле их порядка 80. И они готовят специалистов по разным авиационным категориям. Не все из них выпускают пилотов, некоторые инженеров, бортпроводников. Но, к сожалению, правила, по которым сертифицированы эти центры, действуют с 1999 года и уже устарели.
- Недавно один из авиационных экспертов мне рассказывал, что еще пару лет назад они разработали новую версию этих правил, ужесточающих требования к летным учебным центрам. Документ отправили на утверждение вверх по инстанциям, и он застрял в одном из кабинетов многочисленных чиновников, имеющих весьма отдаленные понятия об авиации, но при этом отвечающих в ней за все сразу и ни за что конкретно. А люди тем временем гибнут... Так, может, пора прислушаться к специалистам, которые давно говорят о создании единого министерства гражданской авиации со штатом профессионалов и личной ответственностью каждого?
- Какой смысл обсуждать эту тему… Мне приходится работать в той среде, которая есть сейчас. Я не разбираю время, в котором живу, а лишь стараюсь в нем изменить к лучшему то, что могу, что в моих силах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции