О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дальневосточные пилоты не боятся конкуренции со стороны иностранцев

Хабаровск и Якутск вступают в соперничество за организацию основной базы подготовки специалистов гражданской авиации на Востоке России

На Дальнем Востоке есть уже сложившееся географическое распределение подготовки кадров для транспортного комплекса. Приморье готовит основную часть моряков. Хабаровский край обеспечивает подготовку кадров для железной дороги. Система кадрового обеспечения авиации поделена между Хабаровском и Якутском.

Якутия - самый авиационный регион РФ. В силу того, что там во многих местах нет других дорог, кроме воздушных. В авиакомпаниях республики сосредоточено самое большое количество летательных аппаратов на всем российском Дальнем Востоке - больше 120 воздушных судов различного типа и назначения, включая вертолеты. В Якутске существует авиационное техническое училище гражданской авиации (колледж), являющееся еще и региональным филиалом Санкт-петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА). Это учебное заведение готовит специалистов со средним специальным образованием в области технического обслуживания авиатехники и аэропортов, организации и управления воздушных перевозок. Благодаря деятельности колледжа, в Якутии почти решен вопрос с обеспечением региона специалистами в области эксплуатации аэродромов, технического персонала компаний. Начиная с 2012 года училище открыло и набор на специальность "Летная эксплуатация летательных аппаратов". Кроме того, на его базе ведется переподготовка кадров.

Повышением квалификации занимается и расположенный в Хабаровске ФГУП "Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала", снабженный современным образовательным оборудованием и тренажерами. Кроме того, ДВЦПАП, по договору с СПбГУ ГА, осуществляет целевой набор дальневосточников для обучения летному делу на берегах Невы. В 2013 году туда направлены 15 студентов. Больше профессиональных летчиков на Дальнем Востоке сегодня не готовит никто. Хабаровский филиал СПбГУ ГА, выпустивший за 15 лет около 1000 специалистов, которыми в том числе почти на 90% укомплектованы штаты сотрудников, занятых в организации перевозок в аэропорту Хабаровска, планировал начать подготовку пилотов коммерческой авиации в 2013 году, но проект с места не двинулся. Профессиональное высшее образование в сфере авиатранспорта на Дальнем Востоке дает только Дальневосточный университет путей сообщения, но он не занимается подготовкой летного состава.

Тем не менее директор хабаровского филиала СПбГУ ГА Леонид Реутский считает, что основным местом обучения пилотов и других специалистов гражданской авиации должен стать Хабаровск, являющий центром всех транспортных путей Дальнего Востока. Здесь сосредоточена мощная техническая и образовательная база, которой необходимо правильно воспользоваться. Директор филиала является сторонником идеи использования для подготовки специалистов развитой тренажерной базы ДВЦПАП, загруженной сейчас на 30% переподготовкой, путем ее передачи структурам СПбГУ ГА.

В свою очередь, Якутия заявляет о готовности начать подготовку кадров с учетом потребностей всего Дальневосточного региона. Для этого местному училищу потребуется новый учебный корпус и новое общежитие. Власти республики готовы выделить 600 млн рублей на подготовку площадки под строительство, которая располагается как раз на месте, занятом пока ветхими жилыми домами. А еще 700 млн рублей хотели бы получить от федерального правительства, для чего обращаются за поддержкой к руководству других территорий, предлагая выступить с общей позицией.

Еще одна проблема - возраст пилотов. Как заметил заместитель председателя правительства Камчатского края Сергей Пахомов, 80% летчиков на полуострове - в возрасте 45-50 лет. Молодежь уходит в крупные авиакомпании, где выше зарплата и престижней работа. Кроме того, эксперты единодушны: направление на учебу в Санкт-Петербург не даст никакого результата - молодежь после такой учебы просто не возвращается.

- Если 1-2 человека из 15 направленных в 2013 году вернутся, их будут здесь на руках носить, - говорит Леонид Реутский.

И это обстоятельство играет на руку якутскому проекту. Если из центра страны молодые специалисты с высокой вероятностью могут не вернуться, то в Якутске мало кто из приезжих останется. Кроме того, заместитель председателя правительства республики Саха Анатолий Скрыбыкин предлагает и для подготовки специалистов наземных служб выбирать молодежь из глубинки, которая поедет для службы на сельские аэродромы.

Потребность в авиационных кадрах Дальнего Востока, Забайкальского края и Иркутской области выглядит значительной. По данным ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", восточным регионам России в 2014 году понадобятся 105 новых летчиков, в 2015 году - 88, в 2016 году - 86, в 2017 году - 106, в 2018 году - 102, в 2019 году - 104, в 2020 году - 110 пилотов. Если учесть, что обучение 1 летчика обходится в нашей стране в $120-200 тыс., можно представить и объем финансового оборота. Кстати, зарубежные учебные центры затрачивают на это в среднем $40-60 тыс.

В пределах от 25 до 40 новых специалистов ежегодно необходимо в области эксплуатации пилотажно-навигационных комплексов. До 80 человек в год составляет потребность в авиатехниках. 64 сотрудника требуются службам эксплуатации аэродромов.

Минтранс РФ и Росавиация говорят о необходимости привлечения иностранных граждан в качестве командиров воздушных судов. Но на Дальнем Востоке не ждут в связи с этим появления гражданских асов из развитых стран. Скорее всего, возможностью зарабатывать здесь будут стараться воспользоваться специалисты из среднеазиатских республик, уже освоившие местный рынок пассажирских автобусных перевозок.

- В Узбекистане каких летчиков готовят? - задается вопросом Анатолий Скрыбыкин и сам отвечает: - Неизвестно.

Альтернативы развитию собственной образовательной базы дальневосточники не видят. И ждут, что государство определится, в каком месте ее организовать, направит туда необходимые финансовые и административные ресурсы.

Нельзя не сказать и о парке воздушных судов дальневосточных компаний, состояние которого также влияет на выбор пилотов. К 2015 году из эксплуатации должны быть выведены до 80% использующихся сейчас Ан-24, возраст которых преодолеет отметку в 40 лет. Преодолеют предельные сроки службы 50% Як-40, выйдет "на пенсию" большая часть Ан-28, Ан-38 и Ан-2....
Авторские права на данный материал принадлежат «Золотой Рог». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка