Odessa Daily
3 января 2014, 21:47
Кремль манит "Русланом": главные сложности на пути возрождения Ан-124
После подписания московских соглашений правительство в очередной раз заговорило о производстве 80 Ан-124 и почти 13 млрд долларов суммарной выручки. Но есть ли реальные перспективы у такого масштабного замысла?
"Самолет Ан-124 "Руслан" никогда больше не будет построен. Это было по плечу только стране с плановой экономикой при огромной кооперации многих отраслей промышленности. Технология изготовления цельнометаллических деталей "Руслана" утеряна навсегда. Владельцы металлургических заводов согласились бы восстановить ее только за очень большие деньги" - сказал ЦТС представитель ГП "Антонов", пожелавший остаться неизвестным. Он также добавил, что таких средств в бюджетах Украины и России нет и вложить их не согласится ни один частный инвестор.
Тем не менее, старая песня о возобновлении серийного производства "Руслана" звучит снова. И в этом году она отметила десятилетний юбилей, так как первые разговоры о продолжении серийного выпуска этой машины начались еще в июне 2003 года на авиационном салоне в Ле-Бурже. С тех пор дело так и не удалось сдвинуть с мертвой точки в силу различных причин, как политических, так и экономических. Теперь же власть снова озвучивает планы по изготовлению Ан-124, еще более амбициозные, чем в прошлом.
"Общий объем совместного производства - 80 самолетов. За все 22 года независимости Украины еще ни разу не было таких масштабных проектов. В частности, это означает восстановление серийного производства двигателя Д-18Т и его модификации. А это десятки тысяч людей, работников наших авиационных заводов, а также осуществление взаимных поставок по производственной кооперации, материалов, составных частей и комплектующих изделий при производстве самолетов Ан-124 без применения ввозной, вывозной пошлины, налогов и акцизов и всяческих ограничений", - излучает оптимизм премьер-министр Николай Азаров. По его словам, суммарная выручка от совместного производства Ан-124 составит около 12,89 млрд долл.
Проект по-прежнему сильно зависит от политических факторов, а потому любые разногласия между руководствами стран превращают авиастроение в разменную монету.
Но будет ли успешным перезапуск на этот раз? Ведь, если опять взглянуть на хронологию событий, то в 2005 году Россия и Украина утвердили предварительный бизнес-план совместного производства "Русланов", однако уже в 2006 году проект признали бесперспективным. Ситуация повторялась с некоторыми вариациями еще в 2008-2009 и в 2011 годах. С одной стороны, говорили о спросе на уникальный транспортник, с другой утверждали, что ресурса существующих машин на сегодня достаточно. Поводов для отказа от сотрудничества находилось предостаточно. Например, руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) заявляло о том, что на заводе в Ульяновске нет оснастки. Были спорные вопросы, касающиеся документации. Кроме того, говорили, что "Авиастар-СП" просто не справится с таким объемом заказов (а речь в разные периоды шла то о 20, то о 60 машинах), поскольку загружен другими проектами, например, модернизацией Ил-76.
И сегодня ситуация кардинально не изменилась. Проект по-прежнему сильно зависит от политических факторов, а потому любые разногласия между руководствами стран превращают авиастроение в разменную монету. Потому шаткое положение "Руслана" сохраняется. Тем более, что, по информации ГП "Антонов", стартовым заказчиком машины станет Министерство обороны России, которое в последнее время частенько меняет свое отношение к этим планам.
Но есть и другие моменты, сугубо экономические. Дело в том, что в настоящее время рынок требует модернизированной версии самолета - Ан-124-300. Это воздушное судно с улучшенными летно-техническими характеристиками: грузоподъемностью - 170 тонн, дальностью полета - 11 тыс. км. Сегодня воздушные суда могут брать на борт до 150 тонн груза, а дальность полета составляет около 5,4 тыс. км. Промежуточная заправка требует дополнительных затрат на топливо, аэропортовые сборы и различные услуги и делает перевозку товара по воздуху еще более затратной.
Как сообщили Центру транспортных стратегий в государственном предприятии "Антонов", достигнутые в Москве договоренности предусматривают производство "промежуточной" версии "Руслана" - Ан-124-200. "По предварительной договоренности возобновление серийного производства начнется с Ан-124-200", - отметили на предприятии. Ан-124-200 берет на борт не более 150 тонн и с такой нагрузкой преодолевает только 3200 км. При 120 тоннах в отсеке он способен пролететь 5200 км. Одной из проблем является недостаточная мощность двигателей. Машина оснащается четырьмя силовыми установками Д18Т IIIМ с тягой 23,4 тс, тогда как для Ан-124-300 требуется довести этот показатель примерно до 30 тс. "Такие работы (с производителем двигателей - ПАО "Мотор Сич" - ЦТС) ведутся", - отмечают в ГП "Антонов". Но сроки завершения работ пока неизвестны.
Наконец, следует отметить, что для возобновления серийного производства Ан-124 участникам проекта придется всерьез заняться восстановлением выпуска комплектующих, многие из которых уже утеряны. А это будет означать достаточно большие капитальные затраты, решиться на которые готов далеко не каждый. Поэтому перезапуск серийного изготовления легендарного транспортника потребует максимальной мобилизации ресурсов с обеих сторон, которая при таком шатком положении и напряженных отношениях между двумя странами выглядит маловероятной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Odessa Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции