О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отдадут в частные руки

Аэропорт Внуково приватизируют в ближайшие три года

Терминалы А и B московского аэропорта Внуково приватизируют до 2016 года. Такое распоряжение подписал глава правительства Дмитрий Медведев. Это позволит увеличить доходы федерального бюджета от приватизации, а также станет первым шагом на пути объединения всех московских аэропортов под одной управляющей компанией.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о приватизации компаний ОАО "Международный аэропорт Внуково" и ОАО "Аэропорт Внуково". Прекращение госучастия в уставных капиталах обеих компаний предусмотрено до 2016 года, говорится в документе, размещенном 5 января на сайте правительства. Сейчас из трех московских аэропортов частным является только Домодедово.

Государству принадлежит 74,7353% "Аэропорта Внуково" (терминал А) и 25% плюс одна акция в "Международном аэропорту "Внуково" (терминал В). Остальные акции в руках у частных компаний ОАО "Внуково-инвест" и ОАО "Авиационно-нефтяная компания", конечными бенефициарами которых называют Виталия Ванцева и его партнеров, но кто эти партнеры и каковы их доли, достоверно неизвестно. Частные активы зарегистрированы в офшорах.

Для организации приватизации была выбрана и утверждена компания ООО "Ренессанс Брокер". Как поясняется в документе, эта компания отобрана "в соответствии с порядком, утвержденным Минэкономразвития России, исходя из опыта организации и критерия наименьшего размера вознаграждения за организацию продаж".

"Осуществление приватизации находящихся в федеральной собственности акций акционерного общества позволит увеличить объем поступлений в федеральный бюджет от приватизации..." - говорится в распоряжении.

Ранее Минфин жаловался, что, согласно расчетам налоговой и таможенной служб, федеральный бюджет России в период с 2014 по 2016 год может недополучить около 1 трлн рублей. При этом объемы приватизации также в этом прогнозе уменьшены по сравнению с тем, что заложено в проект бюджета на ближайшую трехлетку. В Минфине подтверждали, что есть риски недополучения доходов от приватизации.

Покрывать образующийся дефицит Минфин в случае развития такого сценария событий собирается за счет средств Резервного фонда, который составляет 4,2% ВВП. Из-за напряженной ситуации с поступлением доходов ряд статей бюджета России на следующие три года уже был сокращен. Поэтому увеличение доходов от расширения приватизации для российского бюджета - положительная новость.

Также приватизация компаний аэропорта, как говорится в распоряжении Медведева, "создаст условия для изменения модели корпоративного управления".

Еще в 2011 году чиновники стали обсуждать идею объединения аэропортов московского авиаузла (МАУ). Первоначально планировалось, что в одну компанию будут объединены только два аэропорта - Шереметьево и Внуково. Однако на совещании по развитию Московского авиаузла в июле 2013 года было принято другое решение - объединить все компании, работающие на территории каждого из трех московских аэропортов (Шереметьево, Внуково и Домодедово), в одно юрлицо.

Как пояснял тогда министр транспорта РФ Максим Соколов, для управления развитием аэропортов Москвы будет создана единая госкомпания. По его словам, имущество РФ в виде взлетных полос и других частей аэропортовых комплексов будет сначала консолидировано, а потом передано в концессиональное управление. Госкомпания будет заниматься контролем того, как концессионер использует взятое имущество и насколько это соответствует заключенным соглашениям.

В соответствии с поручением президента в каждом аэропорту Московского авиационного узла будет создана управляющая компания (оператор аэропорта), в которой должно быть консолидировано имущество, говорится также и в распоряжении премьера. В отношении аэропорта Внуково для консолидации активов наряду с ОАО "Международный аэропорт Внуково" и ОАО "Аэропорт Внуково" рассматриваются такие активы, как ЗАО "Авиационно-топливная компания", ЗАО "Топливно-заправочный сервис", ЗАО "Внуковская инвестиционная компания", ОАО "Внуково-инвест" и ООО "Авиатехинвест", отмечается в документе.

В состав московского авиаузла в обозримой перспективе может войти также четвертый аэропорт, который, возможно, сосредоточится на развитии лоукост-перевозок, говорил Соколов. Осенью Минтранс в докладе президенту предложил выбрать из пяти аэропортов место для базирования авиации с дешевыми билетами. В их числе три московских аэропорта - Домодедово, Шереметьево и Внуково, а также два подмосковных - аэродром Раменское, расположенный между городами Раменское и Жуковский, и проектируемый аэропорт Ермолино в Калужской области, который находится на границе с Новой Москвой. При этом "Аэрофлот" считает приоритетным аэропортом для базирования своего нового перевозчика Домодедово.

Четвертый аэропорт, а также объединение московских аэропортов под одной управляющей компанией, по мнению чиновников, не только повысит инвестиционную привлекательность аэропортов, но и позволит найти средства для их развития. Проблема в том, что три основных московских аэропорта (Внуково, Домодедово и Шереметьево) не смогут в перспективе до 2030 года полностью удовлетворить увеличившийся спрос.

Эксперты Минтранса подсчитывали, что к 2030 году пассажиропоток через МАУ увеличится с нынешних 64 млн человек практически втрое - до 180 млн человек. С учетом модернизации системы организации воздушной системы максимальная пропускная способность составит всего 144 млн человек. То есть пассажиропоток не уложится в рамки существующих аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово.

Сейчас конкуренция трех столичных аэропортов делает государственные инвестиции менее эффективными, а под условную монополию трех столичных аэропортов с рынка гораздо проще будет привлекать средства, считает главный редактор портала "Авиапорт" Олег Пантелеев. А денег на развитие московских аэропортов требуется очень много.

Общий объем инвестиций в развитие аэропортов московского авиаузла до 2030 года оценивается в 520 млрд рублей, подсчитывали эксперты-консультанты российского правительства. Из них 320 млрд рублей необходимо направить на развитие внешней наземной инфраструктуры - автомобильных и железных дорог, а также аэродромов.

Согласно отчету, из бюджетов разных уровней должен быть выделен 151 млрд рублей, из них 90 млрд рублей - на инфраструктуру. Однако не хватает еще 360 млрд рублей (из них 218 млрд рублей - на инфраструктуру), которые предлагается найти в виде заемного финансирования. Консультанты предполагают, что для развития аэропортов будут использоваться прямые займы, выпуск облигаций, средства Пенсионного фонда, инвестиционных фондов и частных инвесторов.

Минтранс оценивал нехватку денежных средств для развития московского авиаузла в 220 млрд рублей, которые придется привлекать за счет внебюджетных источников....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка