О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Легендарные бомбардировщики Петлякова

12 января 1942 года погиб советский авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков

12 января 1942 года погиб советский авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков. Трагедия случилась в результате катастрофы самолета Пе-2 - бомбардировщика его же конструкции. Несмотря на это, именно бомбардировщики, созданные под началом Петлякова, внесли его в историю отечественной авиации.

Сегодня "РГ" вспоминает о Пе-2 и Пе-8 - двух легендарных машинах Владимира Петлякова.

Пе-2

Разработка этой машины началась в 1938 году. Через год Пе-2 совершил свой первый полет, а в серийное производство вышел в 1940 году.

Пе-2 стал самым массовым самолетом-бомбардировщиком, производившимся в Советском Союзе. Во многом это было обусловлено удачной конструкцией - оригинальные решения строения кабины предоставляли экипажу хороший обзор, а решетчатые тормозные щитки снижали скорость при пикировании. Кроме того, в Пе-2 было впервые применено электрическое управление рядом механизмов, что, впрочем, стало определенной проблемой - электродистанционное управление могло привести к самовозгоранию самолета.

Несмотря на все свои положительные качества, современность и технологичность, у летного и технического состава сложилось неоднозначное отношение к этой машине, в первую очередь из-за сложности управления Пе-2. Тем не менее, на этой машине воевали многие легендарные советские пилоты - Леонид Бобров, Василий Раков, Федор Литвинов и другие. 

На базе того же опытного двухмоторного высотного истребителя "100", что и Пе-2, под началом Петлякова был создан Пе-3 - двухмоторный тяжелый истребитель Пе-3. Внешне он походил на своего собрата, отличался лишь отсутствием некоторых деталей.

Некоторые технические характеристики

Экипаж: 3 человека. Размах крыла: 17,13 метра. Максимальная взлетная масса: 8,5 тонны. Максимальная скорость: 540 км/ч.

Пе-8

Бригада Петлякова начала работу над новым бомбардировщиком в 1934 году, и уже в 1936 году представила первый опытный образец. Испытания показали прекрасные характеристики машины: на высоте до 11 км АНТ-42 (первое обозначение самолета) был практически неуязвим для противника, имел отличную маневренность для такой высоты, а также быстро набирал высоту при значительной загрузке. Машина получила новое обозначение ТБ-7 и должна была перейти в массовое серийное производство.

Массовое производство, впрочем, так и не началось. Нужен ли был советской армии тяжелый стратегический бомбардировщик дальнего действия - руководство так и не смогло решить. Предпочтение отдавалось более легким пикирующим Пе-2. Выпуск ТБ-7 производился лишь небольшими сериями вплоть до 1945 года. После гибели Петлякова в 1942 году название самолета сменили на Пе-8.

На протяжении войны самолет использовался в основном для стратегических бомбардировок, а также в пропагандистских целях. В частности, этими машинами велась бомбардировка Берлина в августе 1941 года. Не повлияв в значительной степени на ход войны, эта операция была необходима как демонстрация возможностей советской авиации, стала ответом на заявления Германа Геринга о том, что "ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха". Также, уже в 1942 году Пе-8 совершил перелет над оккупированной Европой с целью доставить советскую делегацию на переговоры в Лондон. После окончания войны для Пе-8 нашлось мирное применение - на этих машинах доставлялись спецгрузы в советском Заполярье.

Некоторые технические характеристики

Экипаж: до 12 человек. Максимальная взлетная масса: 35 тонн. Мощность каждого из четырех двигателей: 1350 л.с. Максимальная скорость: 443 км/ч....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка