РосБалт
15 января 2014, 09:06
"Права" в иллюминаторе
Уже с февраля в российском небе будет не протолкнуться: туда станут пускать даже "летчиков-теоретиков"
Тот факт, что в авиации общего назначения - так называют в первую очередь малую авиацию - в последнее время ситуация безрадостна, специалисты отрасли не скрывают. Более того — представители Росавиации (достаточно закрытого для общества ведомства) во всеуслышание готовы признать, что дела плохи, но могут быть еще хуже. Причем уже в ближайшее время.
"В 2013 году на территории Северо-Запада произошло 21 событие, связанное с безопасностью использования воздушного пространства. В 2012 году, кстати, их было 12. Но следует иметь в виду, что общую ситуацию определяет не количество, а качество летных происшествий. Так вот, если говорить о качестве, то в прошлом году было серьезное ЧП под Мурманском, где в результате опрокидывания вертолета на земле погибли люди - их разрезало винтами. Виноват пресловутый человеческий фактор. Также под Мурманском, в Мурмашах, произошло еще одно ЧП. Самолет Cessna эксплуатировал человек без документов, но при этом совершал полеты с аэродрома государственной авиации. Но самое примечательное, что для 2013 года характерны умышленные нарушения законодательства", - рассказал начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Гринченко.
По его словам, пилоты-частники чаще всего совершают довольно серьезные правонарушения: выполняют полеты на незарегистрированных и даже на неисправных воздушных судах, заливают топливо буквально из бака автомашины или зачерпывают его из бочки, летают без уведомления там и тогда, когда это уведомление требуется, совершают полеты на предельно низких высотах, сами садятся за штурвал без допусков.
Частники летают над населенными пунктами без разрешения, совершают посадки чуть ли не на улицах и во дворах. И при этом, как сетуют эксперты, с пилотами-нарушителями практически ничего нельзя поделать. Штрафы за летные нарушения, как с горечью признают в Росавиации, ниже, чем за нарушения ПДД на дорогах - от 1,5 до 5 тысяч рублей. Более того - надзорные органы даже не могут внепланово проверить частную компанию, организующую полеты или занимающуюся обучением пилотов-"надомников".
Самый последний и громкий пример: два уголовных дела, возбужденных в отношении генерального директора авиационного учебного центра (ООО АУЦ АОН "Крылья Невы") Андрея Кочарыгина, выдававшего летчикам фальшивые документы. Выяснилось, что с ноября 2012 по февраль 2013 года он брал взятки за оформление и выдачу документов, подтверждающих квалификацию летчиков. "Липовые" документы получили как минимум семеро пилотов, даже не прошедших обучение. Федеральному агентству воздушного транспорта и руководителю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были направлены письма с просьбой отстранить от полетов авиаторов с фальшивыми документами, а ООО "АУЦ АОН "Крылья Невы" лишить лицензии на подготовку пилотов. Однако даже федеральное агентство ничего не может с этим поделать: "Все семь пилотов, получившие поддельные документы летчиков-любителей, в настоящий момент отправлены в отпуск. Для отстранения их от полетов пока нет оснований, так как дела будут рассматриваться в суде, - сдерживая раздражение, заявил Олег Гринченко. - Реакция Росавиации есть, все необходимые поручения даны. Но дело в том, что "Крылья Невы" - частное предприятие, и у нас нет полномочий проверять частные фирмы до истечения срока действия их сертификатов на обучение летчиков. Транспортная прокуратура может это подтвердить".
Прокуратура подтвердила. Ее представитель также уточнил, что практически все вынесенные в течение года постановления и предписания надзорного органа касаются частных фирм.
По словам представителей Росавиации, в Петербурге пять подобных учреждений, обучающих пилотов частным образом. "Я считаю, что они не нужны. У нас достаточно государственных АУЦ (авиационных учебных центров), способных обучать пилотов", - считает Гринченко.
По его словам, у нас и так произошло значительное упрощение процедур, связанных с использованием воздушного пространства. Однако параллельно за последние три года в 2,5 раза возросло и количество воздушных судов. Сейчас только на Северо-Западе насчитывается около 95 самолетов и 116 вертолетов, а всего — около 300 судов (остальные находятся в стадии оформления-согласования). Причем тенденция такова, что количество частных полетов в ближайшее время вырастет еще на 15-20%. При этом на фоне увеличения числа судов и полетов ситуация с их безопасностью остается непростой, и нельзя сказать, что есть качественное улучшение.
5 февраля в России вступает в силу постановление правительства №670, утверждающее правила проведения проверки и выдачи свидетельств гражданам, желающим стать пилотами и другими членами экипажа гражданского воздушного судна. По словам специалистов из федерального ведомства, теперь "подать на летные права" можно будет, отослав бумаги через Интернет и сдав экзамен заочно.
"Вы считаете, что в небе наступит коллапс?" - напрямую поинтересовался корреспондент "Росбалта" у Олега Гринченко. И он честно ответил: "Авиационное сообщество против таких послаблений, и мы будем бороться. Я считаю, что подготовка пилотов-любителей организована никак. Практика показывает, что за 50-100 тысяч рублей вам запросто оформят подложные документы. Достаточно учебного плана и наличия какого-никакого преподавателя. У частников нет ничего: ни тренажеров, ни базы. Между тем, учебная база государственных заведений авиации в состоянии переварить и грамотно обучить всех желающих. Там множество тренажеров, более 50 самолетов, и настоящие профессионалы-преподаватели".
По словам Олега Гринченко и его коллег из Росавиации, они категорически против упрощения всего того, что так или иначе связано с безопасностью полетов. "Но есть и другое мнение", - заметил специалист, не пожелав уточнить, кто именно лоббирует вседозволенность в небе. "Мы, несмотря на рекомендуемую нам политику, все-таки будем настаивать на том, что надо учитывать и опыт", - уточнил он.
"Настоящий пилот учится только основным базовым навыкам как минимум четыре года, проходя многократные тренировки, стажировки, переподготовки, совмещая сложнейшие теоретические занятия с обязательной длительной практикой. Профессиональным летчикам или пилотам из аэроклубов старой школы в страшном сне не приснится, что летные "права" можно просто купить. Но у нас получается, что мы защищаем права коммерсантов, а о людях ни на земле, ни в небе не думаем. Но летные "права", как и правила ПДД на земле, написаны кровью. Об этом нельзя забывать", — прокомментировал ситуацию бывший военный летчик 1 класса Александр Воронцов.
В Росавиации обещают, что в ближайшее время они постараются добиться аттестации и переаттестации персонала, в том числе и аэропортов, чтобы никакие "эффективные менеджеры" или "летчики-теоретики" не угрожали безопасности людей и полетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
В Курской области с начала года вертолёт санавиации эвакуировал 166 человек
Декабрь 23, 2025
Модернизация самолетов дальней авиации повысила точность применения вооружения