О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Права" в иллюминаторе

Уже с февраля в российском небе будет не протолкнуться: туда станут пускать даже "летчиков-теоретиков"

Уже с февраля в российском небе будет не протолкнуться: туда станут пускать даже "летчиков-теоретиков". Между тем, параллельно с растущей либерализацией законодательства по отношению к пилотам-самоучкам, эксперты настаивают на том, что безопасность полетов должна быть превыше всего.

Тот факт, что в авиации общего назначения - так называют в первую очередь малую авиацию - в последнее время ситуация безрадостна, специалисты отрасли не скрывают. Более того — представители Росавиации (достаточно закрытого для общества ведомства) во всеуслышание готовы признать, что дела плохи, но могут быть еще хуже. Причем уже в ближайшее время.

"В 2013 году на территории Северо-Запада произошло 21 событие, связанное с безопасностью использования воздушного пространства. В 2012 году, кстати, их было 12. Но следует иметь в виду, что общую ситуацию определяет не количество, а качество летных происшествий. Так вот, если говорить о качестве, то в прошлом году было серьезное ЧП под Мурманском, где в результате опрокидывания вертолета на земле погибли люди - их разрезало винтами. Виноват пресловутый человеческий фактор. Также под Мурманском, в Мурмашах, произошло еще одно ЧП. Самолет Cessna эксплуатировал человек без документов, но при этом совершал полеты с аэродрома государственной авиации. Но самое примечательное, что для 2013 года характерны умышленные нарушения законодательства", - рассказал начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Гринченко.

По его словам, пилоты-частники чаще всего совершают довольно серьезные правонарушения: выполняют полеты на незарегистрированных и даже на неисправных воздушных судах, заливают топливо буквально из бака автомашины или зачерпывают его из бочки, летают без уведомления там и тогда, когда это уведомление требуется, совершают полеты на предельно низких высотах, сами садятся за штурвал без допусков.

Частники летают над населенными пунктами без разрешения, совершают посадки чуть ли не на улицах и во дворах. И при этом, как сетуют эксперты, с пилотами-нарушителями практически ничего нельзя поделать. Штрафы за летные нарушения, как с горечью признают в Росавиации, ниже, чем за нарушения ПДД на дорогах - от 1,5 до 5 тысяч рублей. Более того - надзорные органы даже не могут внепланово проверить частную компанию, организующую полеты или занимающуюся обучением пилотов-"надомников".

Самый последний и громкий пример: два уголовных дела, возбужденных в отношении генерального директора авиационного учебного центра (ООО АУЦ АОН "Крылья Невы") Андрея Кочарыгина, выдававшего летчикам фальшивые документы. Выяснилось, что с ноября 2012 по февраль 2013 года он брал взятки за оформление и выдачу документов, подтверждающих квалификацию летчиков. "Липовые" документы получили как минимум семеро пилотов, даже не прошедших обучение. Федеральному агентству воздушного транспорта и руководителю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были направлены письма с просьбой отстранить от полетов авиаторов с фальшивыми документами, а ООО "АУЦ АОН "Крылья Невы" лишить лицензии на подготовку пилотов. Однако даже федеральное агентство ничего не может с этим поделать: "Все семь пилотов, получившие поддельные документы летчиков-любителей, в настоящий момент отправлены в отпуск. Для отстранения их от полетов пока нет оснований, так как дела будут рассматриваться в суде, - сдерживая раздражение, заявил Олег Гринченко. - Реакция Росавиации есть, все необходимые поручения даны. Но дело в том, что "Крылья Невы" - частное предприятие, и у нас нет полномочий проверять частные фирмы до истечения срока действия их сертификатов на обучение летчиков. Транспортная прокуратура может это подтвердить".

Прокуратура подтвердила. Ее представитель также уточнил, что практически все вынесенные в течение года постановления и предписания надзорного органа касаются частных фирм.

По словам представителей Росавиации, в Петербурге пять подобных учреждений, обучающих пилотов частным образом. "Я считаю, что они не нужны. У нас достаточно государственных АУЦ (авиационных учебных центров), способных обучать пилотов", - считает Гринченко.

По его словам, у нас и так произошло значительное упрощение процедур, связанных с использованием воздушного пространства. Однако параллельно за последние три года в 2,5 раза возросло и количество воздушных судов. Сейчас только на Северо-Западе насчитывается около 95 самолетов и 116 вертолетов, а всего — около 300 судов (остальные находятся в стадии оформления-согласования). Причем тенденция такова, что количество частных полетов в ближайшее время вырастет еще на 15-20%. При этом на фоне увеличения числа судов и полетов ситуация с их безопасностью остается непростой, и нельзя сказать, что есть качественное улучшение.

5 февраля в России вступает в силу постановление правительства №670, утверждающее правила проведения проверки и выдачи свидетельств гражданам, желающим стать пилотами и другими членами экипажа гражданского воздушного судна. По словам специалистов из федерального ведомства, теперь "подать на летные права" можно будет, отослав бумаги через Интернет и сдав экзамен заочно.

"Вы считаете, что в небе наступит коллапс?" - напрямую поинтересовался корреспондент "Росбалта" у Олега Гринченко. И он честно ответил: "Авиационное сообщество против таких послаблений, и мы будем бороться. Я считаю, что подготовка пилотов-любителей организована никак. Практика показывает, что за 50-100 тысяч рублей вам запросто оформят подложные документы. Достаточно учебного плана и наличия какого-никакого преподавателя. У частников нет ничего: ни тренажеров, ни базы. Между тем, учебная база государственных заведений авиации в состоянии переварить и грамотно обучить всех желающих. Там множество тренажеров, более 50 самолетов, и настоящие профессионалы-преподаватели".

По словам Олега Гринченко и его коллег из Росавиации, они категорически против упрощения всего того, что так или иначе связано с безопасностью полетов. "Но есть и другое мнение", - заметил специалист, не пожелав уточнить, кто именно лоббирует вседозволенность в небе. "Мы, несмотря на рекомендуемую нам политику, все-таки будем настаивать на том, что надо учитывать и опыт", - уточнил он.

"Настоящий пилот учится только основным базовым навыкам как минимум четыре года, проходя многократные тренировки, стажировки, переподготовки, совмещая сложнейшие теоретические занятия с обязательной длительной практикой. Профессиональным летчикам или пилотам из аэроклубов старой школы в страшном сне не приснится, что летные "права" можно просто купить. Но у нас получается, что мы защищаем права коммерсантов, а о людях ни на земле, ни в небе не думаем. Но летные "права", как и правила ПДД на земле, написаны кровью. Об этом нельзя забывать", — прокомментировал ситуацию бывший военный летчик 1 класса Александр Воронцов.

В Росавиации обещают, что в ближайшее время они постараются добиться аттестации и переаттестации персонала, в том числе и аэропортов, чтобы никакие "эффективные менеджеры" или "летчики-теоретики" не угрожали безопасности людей и полетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка