О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Субсидии прирастают узлами

Росавиация опубликовала перечень межрегиональных маршрутов, субсидируемых из госбюджета в 2014 году в соответствии с постановлением правительства №1242 от декабря прошлого года

Росавиация опубликовала перечень межрегиональных маршрутов, субсидируемых из госбюджета в 2014 году в соответствии с постановлением правительства №1242 от декабря прошлого года. Само постановление несколько меняет правила предоставление федеральных субсидий, но, по мнению большинства участников, эти изменения - в лучшую сторону.

Участниками программы в 2014 году стала 21 компания, перевозки будут осуществляться по 85 направлениям из 18 так называемых узловых аэропортов. Согласно постановлению правительства, перечень аэропортов был значительно расширен в сравнении с прошлым годом, что вызвало вопросы у некоторых перевозчиков. С одной стороны, этот шаг увеличивает потенциал программы, позволяя раскатывать новые маршруты. С другой, полеты между этими аэропортами субсидироваться не будут, что вызвало возмущение некоторых участников рынка.

Выбрали лучшее

Представители авиационных властей объясняют, что документ объединил в себе лучшие начинания нескольких программ, действовавших в прошлом году. Оценивая эффективность апробированных ранее способов распределения субсидий, специалисты решили, что разумнее всего финансировать именно маршрут, а не отдельных пассажиров. "За основу правил предоставления субсидий <...> взят механизм субсидирования маршрута (рейса) воздушной перевозки", - сказано в пояснительной записке к постановлению правительства.

Благодаря появлению новых узловых аэропортов, удалось значительно расширить перечень маршрутов, обслуживаемых при поддержке федерального бюджета. Готовя постановление, законодатели рассчитывали на 60 новых направлений, но, согласно информации от Росавиации, их появилось даже 63 (в прошлом году было 22 новых линии).

Увеличены и суммы, выделяемые государством на поддержку программы. "В 2014 году предусмотрены средства на субсидирование региональных перевозок в объеме 4,2 млрд рублей, из которых 3,58 млрд рублей - для реализации подписанного постановления", - говорится в пояснительной записке. В прошлом году государственная поддержка составляла порядка полутора миллиардов рублей, правда и программы были рассчитаны на меньшее время. Помимо этого, программа предусматривает возможность реализации механизм софинансирования маршрутов из региональных бюджетов.

По условиям программы, субсидироваться будут маршруты протяженностью до 1800 км на Дальнем Востоке, и до 1200 км в других округах. В случае совместного финансирования с регионами можно летать и дальше. "Данный подход обеспечивает полное покрытие территории Российской Федерации маршрутной сетью воздушных перевозок при минимальной потребности в бюджетных ассигнованиях на их субсидирование", - объясняют законотворцы.

Если где-то прибыло, значит где-то убыло

Авиакомпания "Руслайн", один из участников программы субсидирования региональных авиаперевозок, посетовала, что после принятия постановления правительства РФ № 1242 и увеличения количества узловых аэропортов, откуда предполагается выполнять полеты, перевозчику придется закрыть некоторые маршруты. В частности, прекратятся полеты из Екатеринбурга в Тюмень и Пермь, так как эти аэропорты по новым правилам стали узловыми. А без государственной поддержки перевозчик летать по этим направлениям не решается. "Пассажиропоток еще не настолько стабилен, чтобы авиакомпания полностью взяла на себя экономические риски", - сказала агентству "АвиаПорт" руководитель службы рекламы и связей с общественностью авиакомпании "Руслайн" Юлия Скрынникова, объясняя решение перевозчика закрыть маршруты.

Удивляются сложившейся ситуации в екатеринбургском аэропорту "Кольцово", которому принадлежат эксплуатируемые "Руслайном" самолеты. С одной стороны, аэропорт все равно остался лидером по количеству направлений среди участников программы. Из "Кольцово" будут летать в 15 городов. Появились четыре новых маршрута. Правда, в прошлом году программа распространялась на 18 направлений. "В 2013 году мы участвовали в трех программах субсидирования региональных перевозок. В этом году программа единая", - сказал агентству "АвиаПорт" представитель компании. Рейсы, которые теперь не будет выполнять "Руслайн" в "Кольцово" назвали "интересными для авиакомпании". Перевозчик просто не успел "раскатать" соответствующие маршруты за непродолжительное время действия предыдущей программы, считает собеседник агентства.

Больше никто на новые правила пока не пожаловался. Представитель другого участника программы - авиакомпании "Полет", предположил, что у перевозчиков, которые не успели как следует раскатать маршруты между аэропортами, признанными в этом году узловыми, действительно могут возникнуть проблемы. Но сам "Полет" с такими сложностями не столкнулся. Компания намерена развивать перевозки из Белгорода, откуда по части маршрутов уже летала и без субсидий. И совершенно не считает себя пострадавшей от расширения списка узловых аэропортов. По словам представителя компании, между относительно крупными аэропортами у перевозчика уже имеются "раскатанные" маршруты, которые не нуждаются в государственной помощи. "Мы и раньше обкатывали новые маршруты сначала на 34-местных самолетах, потом, когда пассажиропоток становился стабильнее, ставили самолеты большей вместимости", - рассказывает руководитель информационного отдела компании Григорий Башкирев. При этом в компании не скрывают, что иногда возникают идеи освоить и другие направления, но они отвергаются по причине экономической нецесообразности.

Некоторые российские авиакомпании, правда, изначально отказались от участия в программе, посчитав ее условия слишком жесткими и запутанными. Не удалось получить комментарий одного из крупнейших региональных перевозчиков - "наследника" авиакомпании "Татарстан" - "Ак Барс Аэро". Представитель компании предположил, что у "Ак Барс Аэро" проблем, описанных "Руслайном", быть не должно, но подробностей не последовало.

Слетелись как на мед

Новая программа пользуется большим успехом у перевозчиков, рассказывают аналитики. Заявок на участие в программе было подано на суммы гораздо большие, чем предлагает бюджет. Причем спрос превышал предложение в несколько раз.

Увеличение числа узловых аэропортов позволит лучше распространить программу, считает директор Научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП ГосНИИ ГА Александр Фридлянд. "Когда проект программы обсуждался, предлагались разные варианты. В итоге остановились на том, что субсидировать нужно полеты от узловых аэропортов. А между ними потоки и так должны быть большие", - говорит он.

По словам эксперта, дополнительным плюсом стала возможность использовать принцип софинансирования из региональных бюджетов. Это расширяет возможности перевозчиков. Насколько удастся эту возможность реализовать - зависит от умения авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка