Интерфакс
23 января 2014, 18:19
Bombardier из Ульяновска
Первый турбовинтовой самолет Bombardier Q-400 рассчитывают собрать в Ульяновске уже в 2015 году
Меморандум о намерениях по созданию в России совместного предприятия по производству самолетов Q-400 для региональных перевозок госкорпорация "Ростех" и канадская компания Bombardier подписали в рамках Международного авиакосмического салона "МАКС-2013".
Самолет Q-400 - это турбовинтовой среднемагистральный самолет с дальностью полета до 2,5 тыс. км и вместимостью 68-78 пассажиров. Q-400 считается одним из самых эффективных в своем классе. Каталожная цена усовершенствованной версии - около $30 млн. Самолет уже получил сертификат типа АР МАК.
"Реализация проекта с нашими потенциальными партнерами - компанией Bombardier будет способствовать обновлению парка наших авиаперевозчиков, повышению безопасности российских воздушных судов, установлению более гибких тарифов для потребителей на региональные перевозки, а также снизит стоимость покупки российских самолетов. Мы находимся на этапе согласования возможности по созданию совместного предприятия, которое станет будущим российской турбовинтовой региональной авиации", - отмечал управляющий директор по авиационным проектам "Ростеха" Алексей Федоров.
Изначально "Ростех" выбирал между канадской Bombardier и европейской ATR в качестве партнера в проекте локализации производства региональных турбовинтовых самолетов в России.
Решение в пользу Bombardier во многом объяснили требованиями потенциальных покупателей. Канадцев поддержали, в частности, "Аврора" (дальневосточный перевозчик, принадлежащий "Аэрофлоту") и заказчики из госструктур.
В пользу выбора Q-400 сыграл и тот факт, что самолет может садиться на грунт и выдерживает морозы до 50 градусов. Кроме того, у него меньше расход топлива на одного пассажира.
"Ростех" и Bombardier войдут в совместное предприятие на паритетных началах. Госкорпорация планирует в 2014 году построить завод в Ульяновской портовой особой экономической зоне. Инвестиции в проект оцениваются приблизительно в $100 млн. Со своей стороны Bombardier передает все необходимые нематериальные активы: технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности и ноу-хау.
Подписанный документ предусматривает поэтапную совместную работу. Планируется, что на первом этапе производить самолеты будут полностью на территории партнера. В Ульяновске будут проводить только адаптацию техники под конкретного заказчика. С 2015 года планируется локализация сборки самолетов на территории России, а с 2016 года - и компонентов планера. Максимальная мощность завода составит 24 самолета в год.
"Завод по финальной сборке будет построен в следующем году. Первый самолет финальной сборки в Ульяновске будет в конце следующего года", - сообщил "Интерфаксу" управляющий директор по авиационным проектам "Ростеха" Алексей Федоров.
По его словам, в настоящее время начинаются работы по проектированию предприятия. "Это будет больше, чем сборка, по сути, - лицензионное производство. Но учитывая, что это совместное предприятие, мы не покупаем лицензию как таковую, ее Bombardier вносит в собственность СП: безвозмездно передает лицензию на право производства", - пояснил он.
Как сообщил Федоров в Якутске на конференции, посвященной самолетам Q-400, "Ростех" определил индустриальную модель их производства в Ульяновске на начальной стадии как работу под индивидуального заказчика. "Будем получать самолеты в летном состоянии из Канады, с заводов в Торонто, и проводить кастомизацию - покупку кресел, части интерьера, покраску. Затем - подготовка и передача самолета заказчику", - уточнил он. Первый самолет поступил в Россию в августе.
На второй стадии локализации производства будет освоена финальная сборка самолета, параллельно будет осваиваться техника производства крыла, отметил Федоров.
Самолеты в Ульяновске будут производить для рынков России и СНГ. "Помимо коммерческих заказчиков предполагаем, что будут еще и государственные заказчики. Пока говорить об экспорте нет оснований, потому что завод строим под наш российский рынок. Если будет потребность (в экспорте - ИФ), то мы обсудим это", - добавил представитель "Ростеха".
По его словам, корпорация рассчитывает в 2014 году поставить в РФ семь Q-400, однако твердых контрактов пока не заключила. "Были заявки, договорились с Bombardier, в производственной программе заложили эти самолеты, чтобы можно было поставить в Россию в этом году", - сказал Федоров.
По оценкам специалистов, потребности российских авиакомпаний в региональных турбовинтовых самолетах Bombardier Q-400 оцениваются в 250-270 единиц до 2030 года. По данным Минтранса, объем региональных авиаперевозок в России в ближайшие 5 лет должен вырасти примерно вдвое - с 4,54 млн пассажиров в 2012 году до 9,1 млн пассажиров в 2018 году. Такие показатели заложены в план деятельности Минтранса РФ на 2013-2018 годы.
По мнению главы Росавиации Александра Нерадько, в России необходимо создать тренажерный центр для обеспечения безопасности полетов на Bombardier Q-400. "Если перспективы, о которых идет речь, - это 250-270 воздушных судов данного типа, в которых нуждаются авиакомпании Российской Федерации, то, конечно, в повестке дня стоит вопрос создания тренажерного центра и тренажеров. Он может быть создан как усилиями авиакомпании "Якутия", так и с использованием преимуществ свободной экономической зоны в Ульяновской области", - заявил он на пресс-конференции, посвященной вопросам эксплуатации этого самолета на Дальнем Востоке.
Кроме того, Александр Нерадько отметил важность создания в РФ полноценного центра технического обслуживания самолетов этого типа. "Чем больше самолетов данного типа будет эксплуатироваться в авиакомпаниях России, тем острее этот вопрос будет ставиться. Это надо делать уже сегодня. Нужно обсудить этот вопрос на данном этапе с производителем", - отметил глава Росавиации.
Первым в России эксплуатантом Bombardier Q-400 стала авиакомпания "Якутия". "Якутия" приобрела данные воздушные суда в рамках государственной программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы" на замену устаревшим самолетам региональных маршрутов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции